Правительство утвердило Государственную программу содействия занятости населения Беларуси на 2015 год (такое решение содержится в постановлении №77 от 7 февраля текущего года). Этот масштабный документ определяет приоритеты деятельности республиканских органов госуправления, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения. Программа нацелена на повышение эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями развития экономики. Чтобы достичь этой цели, предусматриваются меры по стимулированию экономической активности незанятого населения, содействию занятости высвобождаемых работников в условиях реструктуризации экономики, снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы и повышению ее конкурентоспособности. Особое внимание традиционно уделяется интеграции в трудовую деятельность целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Новая госпрограмма фактически является преемницей аналогичной программы на 2014 год, основывается на анализе сложившегося положения на рынке труда страны и прогнозных оценках развития ситуации на ближайшую перспективу.
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ СТАБИЛЬНО НЕВЫСОК
Ситуация на рынке труда республики характеризуется относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. На конец 2014 года уровень безработицы составил 0,5% (при прогнозе - до 1,5%). Реализация мероприятий государственной и региональных программ положительно отразилась на рынке труда малых и средних городских поселений и районов с устойчиво высоким уровнем безработицы. Так, из 129 районов и городов областного подчинения только в одном районе уровень безработицы превысил 1,1% (год назад безработица превышала 1% в 4 регионах).
Средняя продолжительность безработицы в 2014 году снизилась до 3,2 месяца (в 2013 году - 3,4 месяца), в том числе у женщин она составила в прошлом году 3,7 месяца, у мужчин - 2,9 месяца, у молодежи - 2,5 месяца. Средний период трудоустройства в прошлом году равнялся 1,4 месяца (женщин - 1,7 месяца, мужчин и молодых людей - 1,3 месяца).
Несмотря на снижение количества вакансий, спрос на рабочую силу в 2014 году оставался достаточно высоким. При этом рынок труда, как и прежде, был ориентирован на рабочие профессии, которые составляли около 70% вакансий. Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (21,2% от общего числа вакансий), строительство (20,3%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (14,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (9,7%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (8,6%), транспорт и связь (5%).
Что касается структуры безработицы, то возрастает доля мужчин (более 60%). Четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости (инвалиды, освобожденные из мест лишения свободы, люди предпенсионного возраста и др.). Значительную часть состоящих на учете по безработице составляют длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%) - их трудоустройство по объективным причинам затруднено. В общем составе безработных практически каждый третий - в возрасте 16-29 лет.
Уровень занятости населения в Беларуси остается высоким - 75,9%. Вместе с тем довольно велика численность незанятого населения в трудоспособном возрасте, среди них практически каждый четвертый не работает по различным причинам личного характера, кто-то ищет рабочее место, кто-то не предпринимает для трудоустройства никаких усилий. Безусловно, эти категории граждан являются, с одной стороны, потенциалом для роста официальной безработицы, и другой - резервом для вовлечения в экономику.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
Как отметили в Министерстве труда и социальной защиты, рынок труда республики испытывает влияние таких неблагоприятных демографических тенденций, как снижение численности населения, урбанизация, ухудшение половозрастных пропорций населения и его старение.
Так, численность занятых в экономике в 2013 году сократилась к уровню 2010-го на 2,6%, эта тенденция продолжается (за январь-октябрь 2014 года численность занятых уменьшилась на 1,3% к соответствующему периоду 2013 года). В последние годы также наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности работающих в возрасте, старше трудоспособного.
Территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов и их низкая мобильность выступают основными факторами трудоизбыточности в одних регионах и дефицита кадров в других, а также дисбаланса профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда. Более 37% трудовых ресурсов приходится на центральную часть страны - Минск и Минскую область, в то время как наименьшая их доля - в Гродненской (10,6%) и Могилевской (11%) областях. Более двух третей трудовых ресурсов (82,6%) сосредоточены в городской местности.
В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечения экономически эффективной занятости. В ближайшие годы рынок труда будет пополняться за счет уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, выпускников учреждений образования. Свою лепту внесут люди, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также занятые в домашнем хозяйстве.
Согласно прогнозным расчетам, в 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных. Ожидается, что в нынешнем году общее количество нуждающихся в содействии в трудоустройстве достигнет около 280 тыс. человек, из них 210 тыс. безработных.
ЗА ЭФФЕКТ ЗАНЯТОСТИ
Основными направлениями госпрограммы-2015 являются смягчение последствий снижения неэффективной занятости и поддержка граждан, временно оказавшихся без работы. В республике проводится комплексная модернизация экономики, которая предусматривает в том числе и внедрение современных систем управления предприятиями и отраслями, включая оптимизацию численности. Следовательно, вопрос содействия трудоустройству высвобождаемых работников остается актуальным и в 2015 году. Будет продолжен мониторинг состояния рынка труда организаций, осуществляющих модернизацию производства, по вопросам использования рабочего времени, а также возможного высвобождения работников в связи с оптимизацией численности и обеспечено необходимое взаимодействие с нанимателями.
При этом в малых и средних городах высвобождение излишней численности работающих может повлечь значительные экономические и социальные последствия (имеется в виду рост безработицы и социальной напряженности). В связи с этим Министерством труда и социальной защиты совместно с ПРООН в целях продвижения социально ответственного подхода при реструктуризации и модернизации градообразующих предприятий разрабатывается долгосрочный проект международной технической помощи, направленный на содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах.
Рост вынужденной неполной занятости свидетельствует о наличии излишней численности работающих и недостаточных темпах оптимизации. Планируется доработать методические рекомендации по проведению кадровой диагностики организаций с учетом практики их применения.
Существенными факторами, влияющими на эффективность использования трудового потенциала, являются нормирование труда, квалификация работников и мотивация их труда. Мониторинг состояния нормирования труда, который проводится с участием Научно-исследовательского института труда, показывает, что как на макроуровне (отрасли, регионы), так и микроуровне (субъекты хозяйствования) нормирование труда остается главным резервом роста производительности. Предусматривается продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы нормирования труда, национальной системы квалификаций Республики Беларусь.
Продолжится работа по совершенствованию информирования населения об актуальных вопросах рынка труда и занятости населения, а также созданию дополнительных стимулов для обращения в органы службы занятости как граждан в целях поиска подходящей работы, так и нанимателей за подбором необходимых работников.
В условиях сложившегося профессионально-квалификационного, территориального дисбаланса спроса и предложения в числе приоритетных задач остается обучение граждан, повышение заинтересованности нанимателей в обучении для себя высококвалифицированных специалистов, а также проведение организациями-заказчиками кадров эффективной профориентационной работы.
В целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы будет продолжено регулирование процессов внешней трудовой миграции. Кстати, привлечение иностранной рабочей силы частично способствовало решению вопросов обеспечения недостающими кадрами организаций республики. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в 2014 году составили граждане Украины (около 40% от общего числа въехавших), Китая (16%) и Российской Федерации (12,5%).
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Несмотря на относительно невысокий и стабильный уровень безработицы в республике, по-прежнему особую обеспокоенность вызывают социальные аспекты безработицы. В числе незанятых граждан, обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве, более половины составляют люди, которые в силу различных причин являются менее конкурентоспособными на рынке труда. В их числе длительно неработающие; молодежь, в том числе в возрасте до 21 года; впервые ищущие работу, включая женщин, не работавших в связи с уходом за ребенком; инвалиды; не имеющие профессии (специальности); вернувшиеся из мест лишения свободы. Трудоустройство этих категорий населения требует дополнительных мер и усиления адресности услуг и социальных гарантий, предоставляемых госслужбой занятости. Для таких категорий запланированы специальные мероприятия по адаптации на рынке труда, обеспечению сохранения мотивации к труду, стимулированию к трудоустройству. Интеграция в трудовую деятельность представителей этих категорий населения будет способствовать расширению предложения рабочей силы на рынке труда.
В связи с наблюдающимся на рынке труда профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы организации продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям (специальностям). В условиях сложившегося дефицита одной из приоритетных задач остается обучение граждан, а также повышение заинтересованности нанимателей в обучении для себя высококвалифицированных специалистов. Так, в 2015 году планируется организация обучения 7,5 тыс. человек. В целях повышения престижа рабочих профессий республиканские органы госуправления продолжат работу по обеспечению организации и участия организаций - заказчиков кадров в проведении эффективной профориентационной работы.
Содействие в трудоустройстве будет оказано и через такие меры, как выделение 1,8 тыс. безработных субсидий для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности в сфере агроэкотуризма, переселение 191 семьи безработных на новое место жительства и работы, трудоустройство 570 безработных на ученические рабочие места в рамках "Молодежной практики", финансирование и компенсацию затрат нанимателям, создающим 96 рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, адаптация к трудовой деятельности 436 инвалидов, привлечение 41,1 тыс. человек для участия в оплачиваемых общественных работах, трудоустройство на временные рабочие места 21,4 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи.
Безработным, а также гражданам, направленным службой занятости на обучение, будут предоставлены государственные социальные гарантии в виде выплаты пособия по безработице, стипендии, материальной помощи.
В рамках региональных программ содействия занятости населения предусматриваются мероприятия по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях, районах с высокой напряженностью на рынке труда. В соответствии с Государственной программой социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы будут приняты меры по обеспечению занятости населения в 7 регионах - в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области. Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности.
В целом мероприятия по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение к концу 2015 года уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5% к численности экономически активного населения. Безработица в Беларуси не превысит 1,5%, в том числе в Брестской области - 1,4%, в Витебской - 1,6%, в Гомельской - 1,5%, в Гродненской - 1,4%, в Минской - 1,4%, в Могилевской - 1,5% и в Минске - 0,6%. На выполнение мероприятий госпрограммы в 2015 году будет направлено Br241 млрд 150 млн.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.