ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 29 июня 2024
Минск Малооблачно +24°C
Все новости
Все новости
Комментарии
28 октября 2022, 17:00
Игорь Волчек

Есть ли сегодня место интеллектуальному анимационному кино

Игорь Волчек
Советский и белорусский мультипликатор, режиссер, композитор мультипликационных и игровых фильмов киностудии "Беларусьфильм", заслуженный деятель искусств Беларуси

Анимационные фильмы на Минском международном кинофестивале "Лістапад" впервые представят в отдельной конкурсной программе. На этот конкурс от авторов со всего мира пришло огромное количество заявок. Организаторы интригуют, обещая фантастическую анимационную программу. Что ж, до открытия масштабного кинофестиваля остается не так много дней. Тем временем мы обратились к Игорю Волчеку, советскому и белорусскому мультипликатору, режиссеру, композитору мультипликационных и игровых фильмов киностудии "Беларусьфильм", заслуженному деятелю искусств Беларуси, с вопросом, есть ли сегодня место интеллектуальному анимационному кино.

История появления кино вообще, и анимации в частности, в 19-м веке обязана игрушкам. В 1823 году была придумана игрушка под названием "зоотроп", в которой уже использовались нарисованные фазы движения персонажей.

В 1877 году Эмиль Рейно сделал праксиноскоп - более продвинутую игрушку, в которой использовалось уже зеркальное отражение движущихся по кругу фаз персонажей. Международным днем анимационного кино считается 28 октября 1892 года, когда тот же Эмиль Рейно спроецировал движущиеся фазы персонажей на экран.

И только в 1896 году был изобретен киноаппарат, при помощи которого удалось снять натуральные движущиеся объекты и спроецировать их при помощи кинопроектора на экран.

Первые сюжеты кинематографа были документальными: "Прибытие поезда", "Политый поливальщик" и т.д.

Со временем сюжеты становились все более глубокими, и стало понятно, что кино как виду искусства подвластны и серьезные сюжеты. Так появилось жанровое разнообразие: драмы, трагедии, комедии. По тому же пути шла и анимация: Владислав Старевич оживил куклы, которые были на редкость реальными и визуально, и по движению. Дальше в ногу с авангардом появились фильмы Цехановского ("Поезд").

Disney один из первых понял, что анимации подвластно любое волшебство. Так появились его "Белоснежка и семь гномов", "Книга джунглей" и др.

На сегодня стало очевидным, что в анимационном кино можно одушевить все, что только в голову придет.

По словам Игоря Волчека, жанровое разнообразие привело к тому, что в угоду зрителю зачастую стали снимать малохудожественные, слабые сериалы, своего рода "анимационные чипсы", что, безусловно, обедняет искусство анимации, да и все кино в целом.

"Я не противник "духовных чипсов" - развлекательные жанры должны быть на экране. Но я за то, чтобы среди этого жанрового разнообразия было место и интеллектуальному кино", - отметил мультипликатор.

Например, фильм Юрия Норштейна "Сказка сказок" - по жанру филосовско-поэтическая притча, довольно непростой для восприятия. Тем не менее, именно этот фильм был признан лучшим фильмом всех времен и народов.

Игорь Волчек уверен, что настоящая анимация - очень глубокое искусство, и с точки зрения духовности бездонное. "Еще раз повторяю - я не противник "чипсов". Подобные сериалы должны быть, но качественные, - отметил он. - Поскольку искусство - это духовная пища, то станете ли вы кормить своего ребенка только "чипсами", не думая о "витаминах"?"

По словам мультипликатора, искусство вообще и анимация в частности не решает проблемы, но вполне может их приоткрыть и подтолкнуть зрителя к размышлениям на те или иные темы. "Я не сторонник только интеллектуального кино. Я за жанровое разнообразие. Но присутствие в этом разнообразии интеллектуального кино, возможно, убережет авторов от пустышек", - считает он.

БЕЛТА.-0-

Теги
кино
Топ-новости
Свежие новости Беларуси