ЭКСПЕРИМЕНТУ - УРА!
Министерство образования Беларуси выступило с инициативой провести эксперимент по замене школьных учебников на электронный планшет. По предварительным подсчетам, внедрение этой технологии сэкономит государству более Br20 млрд. в год. Прежде чем электронными планшетами в Беларуси начнут пользоваться повсеместно, будет проведено исследование среди школьников одной из областей республики. Учитывая, что 2011 год объявлен Годом предприимчивости, выпуском таких планшетов могли бы заняться белорусские предприятия, а разработкой программного продукта - белорусские вузы.
Идея заинтересовала всех участников образовательного процесса. Корреспонденту БЕЛТА свои мнения высказали депутаты, представители IT-сферы, педагоги, родители, школьники.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Общественно-консультативного совета при Администрации Президента Александр Шатько:
- Эксперимент по внедрению электронного планшета, конечно же, удачная инициатива Министерства образования. Думаю, что в Год предприимчивости, который объявлен в Беларуси, она найдет поддержку и среди всех участников образовательного процесса, и среди предпринимателей. Ведь в создании планшета могут быть заинтересованы представители Парка высоких технологий, белорусских вузов, таких как БГУ и БГУИР, и государственных предприятий.
Конечно, осуществление инициативы потребует времени. Подход будет избирательный: вначале эксперимент в одной школе, потом районе или области. Убежден, что к введению самого планшета отнесутся положительно и учащиеся, которым не нужно будет носить в школу тяжелые учебники, и учителя, ведь процесс работы на уроке станет более информативным и насыщенным.
Планшет не заменит собой учебник, с этим никто не спорит, но однозначно привнесет в жизнь школы много положительного. Надо учить работать и с книгой, и с инновационными технологиями. И начинать этот процесс лучше в детстве. Посмотрите, как трех-четырехлетние карапузы спокойно включают мультфильмы на домашнем персональном компьютере, думаю, что и работу на планшете они освоят быстрее, чем взрослые.
Юрий Воротницкий, директор Центра информационных технологий БГУ:
- Программные разработки и вся интеллектуальная составляющая для школьного планшета могут быть подготовлены в разумные сроки: примерно за год.
На помощь деловому человеку сейчас приходят различные электронные устройства для письменного ввода данных и графических изображений с возможностью затем преобразовать записи в цифровой формат. Такие функции сочетает в себе уникальное устройство под названием электронный планшет. Уже сейчас в мире есть технологии, которые позволяют читать, не портя глаза. Например, электронная бумага, разработанная для имитации обычной печати. Такая бумага формирует изображение в отраженном свете, как обычная, и может хранить изображение текста и графики в течение достаточно длительного времени, не потребляя при этом электрической энергии. Эта технология позволяет произвольно изменять записанное изображение, затрачивая электроэнергию только на его изменение.
Многое будет зависеть от модели планшета. К выбору нужно подходить очень внимательно, ведь у разных моделей разные возможности. Однако как преподаватель могу точно привести такие данные: из всех моих студентов у 100% есть персональные компьютеры и более 90% используют на лекциях ноутбуки. Как бы мы ни пытались сохранить традиции, технологии все равно убегают вперед.
Владимир Ковалев, председатель Молодежной палаты второго созыва при Мингорсовете, одиннадцатиклассник минской СШ №30:
- У инициативы Министерства образования много положительных моментов. Это внедение в школы инноваций, уменьшение расходов на книгоиздание, получение школьниками качественной, современной информации не через пять лет (время создания печатного учебника), а гораздо быстрее. Мы, члены Молодежной палаты, поддерживаем такую инициативу.
Уже сейчас в школе ощущается недостаток свежей информации, а новые технологии поспособствуют решению этой проблемы. С другой стороны, школьники должны будут научиться бережно обращаться с электронными средствами обучения, беречь их.
Еще один положительный момент - не нужно таскать в школу тяжеленные сумки с книгами. Можно рассмотреть вариант использования учебников там, где это действительно необходимо, например для подготовки дома. А в школе можно пользоваться планшетом.
Андрей Шандроха, учитель минской гимназии №30:
- В Год предприимчивости как никогда интересна инновационная идея Министерства образования Беларуси. Конечно, тут нужно все внимательно проанализировать и привести хорошую идею к качественному результату. Главное, разработать такой планшет, чтобы все здоровьесберегающие технологии были соблюдены: глаза не портились, изображение было качественное. Здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха.
Мне как отцу двух дочерей нравится идея использовать в школе планшеты: рюкзаки не будут такими тяжелыми. Может, вообще планшеты каждый день не носить с собой? Дома дети могут пользоваться обычными учебниками, а в школе - планшетами, оставлять их в школе, поставив на подзарядку. Конечно, нужно продумать вопрос, где в школах хранить планшеты, но, с другой стороны, компьютерам нашли место, значит, и планшетам на школьной полке будет хорошо.
В России, Казахстане и других странах эта идея также разрабатывается, так что, думаю, белорусы просто идут в русле современного развития образовательных технологий. Устройство мобильно. С ним комфортно работать и в актовом зале, и в музее, и на открытой лекции. С планшета можно не только читать, но и смотреть видео, делать пометки, получать задания прямо с компьютера преподавателя и отправлять ему обратно готовое решение.
Синкевич Евгений, программист:
- Считаю это прекрасной идеей. Налицо современный подход к образовательному процессу. Электронный планшет однозначно сократит количество детей, для которых тяжелые портфели стали причиной раннего сколиоза.
Причем, на мой взгляд, современные технологии прекрасно уживутся с общепринятыми учебниками. Комплект печатных учебников лежал бы дома и ребенок бы им пользовался при выполнении домашних заданий, а в школу носил бы планшет.
Алла Ефимова, архитектор, мать семиклассницы гимназии №1 Барановичи:
- Такие технологии уже получили развитие в Европе и других странах. Конечно же, это хорошая идея, причем, насколько я поняла, планшет не полностью заменит учебник, а просто будет использоваться наравне с ним. Дома - книга, а на уроке - планшет. Это очень удобно. Срок использования планшета не ограничится только годом, а значит, у дочери будет возможность вспомнить правила прошлого года, повторить пройденный материал.