Несвижский дворец некоронованных королей Великого княжества Литовского Радзивиллов - памятник архитектуры XVI-XVIII веков - роскошная резиденция магнатов. На протяжении долгого времени он достраивался и обновлялся, в результате чего органично соединил в себе черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. Основные работы по реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля начались в 2004 году и должны завершиться в ближайшее время. О том, каким предстанет перед посетителями получивший вторую жизнь памятник архитектуры, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра культуры Беларуси Виктор Кураш.
В техническом плане помещения дворца (Арсенал с Каплицей, Восточная и Южная галереи, Дворец, Каменица) уже подготовлены, однако на то, чтобы наполнить их экспозициями, какими их задумал совет по музеефикации, понадобится время. В Арсенале и Дворце это произойдет предположительно в октябре текущего года, гораздо раньше - в Каменице и Южной галерее.
Как пояснил Виктор Кураш, в памятнике историко-культурного наследия есть проблемные помещения, которые откроются для посетителей не сразу, - Золотой зал и Каплица. Трудности также вызывает восстановление главной лестницы дворца. Задержка связана с необходимостью проведения высокохудожественных работ. Что касается главной лестницы, - это восстановление росписей и фресок, в каплице - то же самое и восстановление алтаря, плафонной живописи. В Золотом зале, в котором уже практически выполнена лепнина, остались ее позолота и роспись помещения.
Впрочем, как заверил замминистра культуры, затянувшиеся работы нисколько не помешают любителям старины знакомиться с достопримечательностями Несвижского дворцово-паркового ансамбля: туристические маршруты продумают таким образом, чтобы они не пересекались с "проблемными" помещениями. Однако, как планируется, по мере готовности одна половина зала будет освобождаться для посещения (в нее будут допускать туристов), а во второй будут продолжаться наиболее сложные и кропотливые художественные работы.
Что касается формирования музейных экспозиций памятника архитектуры XVI-XVIII веков, они полным ходом пополняются из частных коллекций, заграничных аукционов. Еще одним источником являются фонды Национального художественного и Национального исторического музеев Беларуси.
Сейчас в Несвижском замке есть несколько экспозиционных залов, которые начали работать двумя годами ранее. До конца текущего их планируется открыть еще около трех десятков. При этом даже если специалисты не успеют доработать две-три локальные экспозиции, это не помешает сделать их доступными для обзора публики.
Формирование выставок является делом непростым, особенно если речь идет о необходимости приобретения раритетов. Для Несвижа закуплена практически вся мебель, часть ее сейчас находится на реставрации. В руки специалистов мебель приходит в разной степени сохранности и зачастую требует восстановления, для чего реставрация проводится в несколько этапов. Например, сейчас ведутся работы по обновлению двух шкафов и кровати XVII века, а также известных радзивилловских зеркал, "переехавших" из Национального академического театра имени Янки Купалы. Кроме того, ведущие белорусские музеи отдают на депозит во дворец картины, мебель, скульптуру. "Это наш общий музейный фонд, который должен служить и в Несвижском замке. Специально для этого созданы условия температурно-влажностного режима", - пояснил Виктор Кураш.
Среди экспонатов дворца - редкие книги, предметы из серебра и золота, мебель, среди которых есть довольно много аутентичных. Помимо этого, от рода Радзивиллов были получены фотокопии портретов представителей знатного семейства - некоторые из них выполнены качественно и займут почетное место в памятнике историко-культурного наследия. Отдельные экспонаты обещал предоставить фонд одного из наследников рода Радзивиллов, который сейчас проживает в Англии. При этом довольно много аутентичного сохранилось в самом здании: например, "родные" входные двери, радзивилловские панели и потолок в Каминном зале, на реставрацию которого ушло очень много времени. "Мы гордимся тем, что сохранили. Каждый посетитель, войдя в старинное помещение, в первую очередь интересуется, что здесь сохранилось аутентичного. Не по образу и подобию той эпохи, а именно аутентичного. Поэтому реставраторы боролись за каждую деталь", - отметил замминистра культуры.
Реставрация на памятнике архитектуры имеет серьезное научное обоснование. Ход работ согласовывался с потомками знатной фамилии, в Несвиж приезжали наследники Радзивиллов во главе с княжной Эльжбетой. Кроме того, в прошлом году во дворце проводилась тематическая научная конференция, на которой обсуждалась концепция музеефикации. Важную роль при подготовке и проведении работ сыграли также документальные сведения: на период начала XX века во дворце сохранились инвентари, которые во многих случаях описывали не только предметы, находящиеся в залах, но и художественное оформление помещений. Также до нашего времени дошли фотоснимки, по которым работали реставраторы, восстанавливая росписи на стенах. "Поэтому можно сказать, что работы проводились с широким участием общественности, историков, ученых, а также представителей знатного рода Радзивиллов", - сказал Виктор Кураш.
Однако сам Несвижский дворец - далеко не все, чем богат дворцово-парковый ансамбль. Так, в холодильнике Радзивиллов (подземном помещении, где хранилась еда), как предполагалось изначально, должен был разместиться инвентарь, ведь для обслуживания огромного исторического памятника требуется хозяйственное помещение. Но потом было решено сформировать в холодильнике археологическую коллекцию, разместив там все самое интересное, что было обнаружено в ходе раскопок. Кроме того, интерес для туристов представляют два подземных хода дворца, которые сейчас находятся в довольно хорошем состоянии - там были укреплены своды, частично возобновлена кладка, проведено освещение, выполнены песчаные дорожки.
"Вероятно, по причине того, что в свое время замок эксплуатировался - здесь был госпиталь и санаторий - он дошел до нас не в виде руин, а в виде помещений. Конечно, здание требует технического ухода: это и укрепление, и гидроизоляция фундамента, ремонт крыши и многое другое. В зависимости от того, под какие цели историко-культурная ценность используется, вносятся определенные элементы функционального назначения. Мне часто задавали вопрос: как вы допустили, что в Мирском замке появился лифт? Разве это могло иметь место в Средние века? Обычно я отвечаю так: сегодня это здание является музеем и больше не выполняет оборонительную функцию", - пояснил Виктор Кураш.
Если же говорить о дворце в Несвиже, здесь предусмотрено наличие ресторана, кафе, гостиницы. Причем одна гостиница располагается в основном здании: это четыре VIP-номера и один номер представительского класса. Еще одна гостиница на 29 номеров находится рядом с дворцом и занимает бывшую конюшню Радзивиллов. А вот выделить в памятнике архитектуры помещение для конференц-зала оказалось намного сложнее. Поэтому для проведения совещаний, круглых столов, международных встреч планируется приспособить Гетманский зал.
Не осталась без внимания корреспондента БЕЛТА и знаменитая Черная Дама, по преданиям обитающая в стенах дворца. Считается, что дух Барбары Радзивилл, жены великого князя литовского и польского короля Жигимонта Августа, периодически появляется в покоях, облаченный в черную одежду, в знак траура по своей загубленной любви. Обитатели дворца во все времена считали появление Черной Дамы предупреждением того, что их роду угрожает какая-нибудь напасть. Однако как ни старалась корреспондент БЕЛТА со слов работников Несвижского дворцово-паркового ансамбля убедиться в существовании этого загадочного персонажа, воочию Барбару Радзивилл никто из них за годы реставрации не лицезрел. Один из работников сферы культуры однажды даже переночевал в гостинице, оборудованной в бывшей конюшне Радзивиллов. Ночь прошла тревожно. Однако, как он признался позже коллегам, спать мешали отнюдь не привидения, а жара и запах краски. А Черная Дама, к большому огорчению посетителя, так и не пришла.
Видимо, как в каждом шкафу должны быть свои скелеты, так и в каждом старинном помещении должны быть свои фантомы. Без них жизнь в памятнике архитектуры казалась бы куда более скучной.