В последние годы поселок Красносельский стал популярным местом для дикого отдыха. Необычные водоемы, расположенные вблизи поселка, приобрели известность с помощью самого простого и в то же время самого действенного пиара: приезжие и местные жители выкладывали снимки райского уголка на западе Беларуси в Интернет. Фотографии живописной местности со временем привлекли внимание не только белорусских любителей экстрима, но и гостей из соседних стран. Благодаря сарафанному радио с каждым годом "диких" туристов в окрестностях Красносельского становится все больше. Туристы уже успели окрестить меловые карьеры Лазурным берегом, Мертвым морем и Мальдивами, поскольку после разработки в промышленных карьерах скапливаются грунтовые воды, которые из-за остатков полезных ископаемых становятся голубыми. Однако отдых на этих озерах запрещен. К сожалению, люди продолжают игнорировать предупреждения. В минувшие выходные на карьерах погиб еще один человек.
Меловые озера являются производственными объектами ОАО "Красносельскстройматериалы", и в этом году перед открытием купального сезона руководство предприятия снова обратилось к туристам с просьбой не посещать опасные водоемы. Посторонним лицам находиться на карьерах промышленной добычи мела и глины (а именно их предприятие считает опасными производственными объектами) запрещено.
Аналогичную позицию заняли местные власти и правоохранительные органы. Волковысский райисколком и Волковысский РОВД разместили на своих сайтах соответствующие обращения. Карьеры находятся в санитарно-защитной зоне и не могут быть местом отдыха, напоминает Волковысский райисполком. Нерадивых туристов намерены образумить штрафами от 2 до 200 базовых величин (именно такое наказание предусмотрено статьей 16.8 КоАП за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов). Чтобы избежать проблем с законом, местные власти предлагают туристам отдыхать в районе рекреационных зон, где проводится лабораторный контроль качества воды. Однако отдыхающих привлекают именно крутые склоны и колоритные пейзажи. Поэтому вряд ли в качестве компромисса они поедут на безопасные, но не такие живописные объекты.
По словам заместителя генерального директора по идеологической и кадровой работе ОАО "Красносельскстройматериалы" Марьяна Юровского, люди не обращают внимания на запреты и беспечно относятся к собственной безопасности. И тот факт, что в 2012 году в карьерах утонули три человека, их вовсе не отпугивает. В поисках острых ощущений экстремалы продолжают ехать на запретную территорию. В настоящее время проводится рекультивация карьеров, но руководство компании не представляет, как оградить зону добычи полезных ископаемых по всему периметру. Территория, где находятся карьеры, занимает около двух сотен гектаров - на такой площади могли бы поместиться почти три сотни футбольных полей.
Марьян Юровский обращает внимание, что большинство туристов едут именно на нерекультивированные карьеры. Крутые склоны, которые чаще всего используются экстремалами как трамплины, скорее, привлекают, чем отпугивают любителей дикого отдыха. "Есть много карьеров с пологими склонами, уже отработанных, рекультивированных. Но люди говорят, что там неинтересно", - отмечает замгендиректора предприятия. Карьеры с безопасными склонами включены в туристический маршрут, созданный специалистами Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи.
На практике обоснованность запретов подтверждается такими трагическими случаями, как гибель молодого парня в минувшее воскресенье, приехавшего отдохнуть на карьерах из Минского района.
Чтобы хоть как-то остановить поток туристов, движение автотранспорта и подъезды к меловым карьерам ограничены запрещающими знаками и находятся под бдительным контролем работников милиции, ГАИ и руководства предприятия. Кроме того, на карьерах вынуждены дежурить работники ОАО "Красносельскстройматериалы". Госавтоинспекция наказывает автолюбителей штрафом от одной до пяти базовых величин, однако, оставив машину на территории перед запрещающим знаком, туристы направляются к озерам пешком.
Если трагические случаи со смертельным исходом не смогли отпугнуть вереницы туристов, то что могут сделать предупреждающие знаки и штрафы? В прошлом году дорогу к чудесам природы уже пытались перекрыть - автомобилисты находили обходные пути. В течение дня посреди дороги могла появиться яма или насыпь, а, возможно, и то и другое. Ситуация стала напоминать театр абсурда: чтобы выехать с территории отдыха, вечером люди засыпали большие ямы, вырытые буквально несколько часов назад, собственными силами.
Несмотря на все предупреждения об опасности, на форумах и в социальных сетях в Интернете люди продолжают активно обсуждать предстоящие поездки на меловые карьеры. Предприимчивые активисты даже готовы организовывать "туры выходного дня". Для новичков отсутствие указательных знаков на подъездах к местным красотам компенсируется подсказками интернет-пользователей.
Побывавшие на красносельских карьерах туристы пишут, что надо быть осторожнее: мол, на карьерах скользко, порода неустойчивая, есть риск провалиться. Как рассказали на предприятии, борта карьеров могут обрушиться в любой момент, но похоже, это мало волнует тех, кто устраивает кемпинги прямо на краю склонов. "Люди селятся в палатках прямо над обрывами, нельзя допускать этого безобразия", - говорит Марьян Юровский.
Параллельно возникла еще одна проблема: местные жители недовольны "культурой" гостей, так как в местах недавнего отдыха появляются стихийные свалки, а некоторые предпочитают избавляться от бутылок и прочего мусора, выбрасывая его прямо в карьеры. Количество мусора с каждым летним сезоном увеличивается.
Ценители белорусских красот предлагают развивать туризм в Красносельском, а не закрывать водоемы от посторонних глаз. На предприятии говорят, что с предложениями по поводу меловых карьеров инвесторы не обращались. "Как бы нас ни ругали, что мы не в состоянии обустроить территорию, здесь нужны сумасшедшие средства, чтобы это все сделать", - подчеркивает Марьян Юровский.
Получается, лучше было бы засыпать небезопасные карьеры и поставить в этой истории точку? Оградить людей от ненужного риска и опасности не выходит, если они не хотят этого сами.