Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в последние годы становятся все более очевидными. И хотя принято считать их не слишком организованными и упорядоченными, налицо позитивный эффект, который извлекают государства в результате региональной интеграции. Одним из наиболее важных объединений на постсоветском пространстве является, несомненно, Содружество Независимых Государств, в котором в 2013 году председательствует Беларусь. Существование СНГ дает возможность странам-участницам взаимодействовать в политической, экологической, культурной сферах, однако наиболее важным и перспективным является сотрудничество в сфере экономики. Для Содружества характерна разноскоростная интеграция на различных уровнях - в нем существуют субрегиональные объединения с различными принципами взаимодействия. В их числе - Союзное государство Беларуси и России, Таможенный союз (ТС), Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2011 году подписан договор о создании Зоны свободной торговли СНГ, которая сейчас охватывает шесть стран. Кроме того, до 2015 года планируется появление Евразийского экономического союза. О наиболее важных интеграционных блоках, а также о сценариях межгосударственного объединения на пространстве СНГ вместе с корреспондентом БЕЛТА рассуждали белорусские эксперты в сфере политики и экономики.
На данном этапе очевидно, что в интеграционный процесс в большей или меньшей степени вовлечены все государства Содружества, но в числе лидеров и двигателей процесса называют Россию, Беларусь и Казахстан.
В целом можно определить несколько политических сценариев межгосударственной интеграции в СНГ, которые могли бы получить развитие. Среди них называют восстановление Советского Союза, что, впрочем, на данный момент является очень маловероятным в силу различных причин. Как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью телеканалу "24 KZ" агентства "Хабар", Беларусь, Казахстан и Россия создают современные формы интеграции, а не возрождают СССР. Глава государства назвал абсолютно неправильным мнение о том, что интеграция в ТС является возрождением СССР. "Возвращаться к старому ни у кого нет желания, и это невозможно. Поэтому пугать тем, что кто-то хочет вернуться в Советский Союз, - это, наверно, сегодня неразумно. Мы создаем современные формы интеграции, которые не напрягают ни внешний мир, ни внутри наши народы. Люди хотят жить в суверенных, независимых государствах", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что на современном этапе для Содружества характерен феномен разноскоростной интеграции. Заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси доктор политических наук Сергей Кизима в разговоре с корреспондентом БЕЛТА отметил, что именно такой вид интеграции в данный момент выглядит единственно приемлемым. "У постсоветских стран разная структура экономики и теперь уже сильно отличается уровень ее развития. У них также разная геополитическая ориентация. Важное значение имеют серьезные противоречия между рядом стран СНГ. Из-за этого совершенно закономерно несовпадение национальных интересов одних стран с другими, что и вызывает необходимость разноскоростной интеграции, - сказал собеседник. - Сохранение СНГ важно, если мы хотим сберечь все лучшее, что было создано в рамках советского периода, и успешно перейти к инновациям, которые повысят качественное состояние постсоветских стран".
В последнее время все чаще можно услышать об СНГ как о клубе по интересам (так называемая зонтичная организация), о площадке для проведения саммитов и встреч на высоком уровне. Есть мнение, что мероприятия, проводимые в рамках СНГ, являются в большей степени формальностью. Однако необходимо признать следующее: в современных условиях исключительно важно, что Содружество является площадкой для развития конструктивного диалога. Это дает возможность как руководству стран, так и представителям творческой и научной интеллигенции встречаться и беседовать, высказывать свое мнение относительно того или иного вопроса, принимать конкретные решения.
Пожалуй, самый пессимистичный вариант развития событий - распад СНГ и прекращение существования Содружества в принципе. Однако такой сценарий очень маловероятен. По мнению Сергея Кизимы, это связано в первую очередь с необходимостью совместно решать сложные вопросы, такие как борьба с торговлей наркотиками или терроризмом. Несомненно преимущество кооперации и для решения таких вопросов, как развитие атомной энергетики или восстановление сельского хозяйства, развитие логистики и информационного общества. Более того, ряд стран СНГ уже пользуются преимуществами Зоны свободной торговли. "Поэтому прогнозы по развитию СНГ позитивны. Это организация пережила наиболее сложные времена в 1990-х, сейчас ей ничего не угрожает", - убежден Сергей Кизима.
За развитие интеграции на постсоветском пространстве выступает и Президент России Владимир Путин. "Тесная интеграция - это объективный общемировой процесс, и никакими окриками и одергиваниями он не будет остановлен, в том числе на нашей территории остановлен быть не может", - сказал он. Данное заявление российского Президента было связано с высказыванием в декабре 2012 года Хилари Клинтон, занимавшей тогда должность госсекретаря США, относительно того, что под эгидой ТС и экономической интеграции Россия запускает процесс советизации в странах Восточной Европы и Средней Азии. Но на практике все выглядит иначе. Достаточно в полной мере оценить роль экономики в развитии государства и общества, и тогда становится понятно, почему внимание мирового сообщества приковано в первую очередь к экономическому сектору, в том числе к развитию ТС и ЕЭП и образованию Евразийского союза. Ведь именно Евразийский союз в перспективе станет конкурентом другим экономическим интеграционным блокам в Европе и Америке.
Сейчас полноправными участниками Таможенного союза являются три страны. Россия всячески содействовала присоединению к ТС Украины, однако долгое время Киев балансировал на грани Таможенного и Европейского союзов, не ограничивая себя какими-то конкретными рамками, обещаниями и обязательствами. Такая ситуация вполне устраивала Украину, решившую, по всей видимости, погнаться за двумя зайцами сразу.
В результате правительство Украины согласовало меморандум о статусе страны в качестве наблюдателя в ТС, но предупредило, что этот шаг вовсе не означает дальнейшего вступления в Евразийский союз. При этом в Москве неоднократно напоминали, что Украина может получить все выгоды от сотрудничества с ТС только при условии полноценного членства. В ответ Киев придумал особый формат сотрудничества "3+1", который оставляет возможность для дальнейшего сближения с ЕС.
В этой связи директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси доктор экономических наук, профессор Алексей Дайнеко заметил, что предполагается два возможных варианта развития событий по линии Таможенный союз - Украина - Европейский союз. "Украина хочет в ЕС и видит там перспективы для себя. Но если она возьмет курс на тесную интеграцию с ЕС, в таком случае Таможенный союз будет выстраивать с ней отношения, как и с любой другой страной - членом ЕС", - сказал он. При этом Алексей Дайнеко обратил внимание на то, что вступление в ЕС - длительный процесс, сейчас речь идет лишь об ассоциированном членстве республики. Пока Украина не будет по многим жестким параметрам экономического характера соответствовать требованиям, полноправным членом Евросоюза ей не стать. В то же время при вступлении Украины в ТС на нее сразу станут распространяться соглашения по Зоне свободной торговли, действующие в данном интеграционном объединении.
Кроме того, как справедливо заметил глава украинского правительства Николай Азаров, при присоединении к ЕС страна столкнется с большим числом ограничений, чем при вступлении в ТС. А присоединение к Таможенному союзу предполагает целый ряд преференций: это и восстановление производственных цепочек времен СССР, и возможность покупки нефти и газа по сниженным ценам (если Россия пойдет на уступки в виде нового газового контракта и снятия экспортных пошлин на нефть для Украины), и полное открытие рынка ТС без ограничений. Все это даст толчок росту определенных сфер производства, что в свою очередь уменьшит безработицу и, соответственно, увеличит доходы населения и бюджета.
"Безусловно, здесь играют роль конъюнктурные моменты: сегодня Украину не устраивает цена на газ в России, в то время как в ЕС ей дали некие обнадеживающие обещания. Но нужно смотреть на долгосрочную перспективу. Изначально Украина - славянское государство, и ее место в блоке славянских стран. Насколько комфортно ей будет в ЕС, покажет время. А вот с Таможенным союзом Украина сейчас готова интегрироваться в большей степени", - подчеркнул Алексей Дайнеко.
По мнению собеседника, разноскоростная интеграция на пространстве СНГ продиктована жизнью: объективно постсоветские страны подошли к ней с разной степенью развития экономик, неодинаковым ресурсным обеспечением и достаточно разными задачами в социально-экономическом развитии. В таком случае интеграция стран на одном уровне исключена. При этом самая высокая степень интегрированности на пространстве СНГ характерна сегодня для Беларуси и России, которых объединяет Союзное государство. "Так сложилось исторически. Кроме того, Россия всегда была для нашей страны источником поставки энергоресурсов - по той цене, которая нас устраивает", - отметил собеседник.
Он напомнил, что за последние четыре года по ряду товарных позиций белорусские предприятия нарастили свое присутствие на российском рынке. Наибольшее увеличение удельного веса белорусской продукции в российском импорте произошло по мясу птицы, молоку и маслу сливочному, изделиям из мяса, грузовым автомобилям.
Далее - к белорусско-российской "двойке" присоединился Казахстан, что стало основой для формирования Таможенного союза. В рамках ТС с 1 июля 2011 года были отменены все виды контроля на белорусско-российской и российско-казахстанской границах, что значительно упростило условия осуществления торговой деятельности. В итоге в 2011 году экспорт Беларуси в страны ТС увеличился на 45,7%, что является весьма внушительным на фоне кризисных процессов в глобальной экономике, а в 2012 году взаимные поставки в ТС продолжали возрастать, что привело к росту белорусского экспорта в данном направлении на 12,6%. Кроме того, несмотря на падение темпов роста общего объема экспорта товаров Беларуси за январь-август 2013 года, экспорт на рынок стран ТС продолжает расти, и его темп составил 104,8%.
К числу прогнозируемых экономических перспектив на пространстве СНГ эксперты относят возможность вступления новых стран в уже существующие интеграционные объединения (Таможенный союз, ЕЭП). Например, не так давно о намерении присоединиться к ТС и участвовать в последующем формировании Евразийского экономического союза заявил Президент Армении Серж Саргсян. В этой связи Алексей Дайнеко заметил, что для присоединения к ТС других стран главенствующее значение имеют их параметры экономического развития. Присоединение стран с более низким уровнем развития может внести в формирование ЕЭП определенный дисбаланс. Здесь играет роль и ВВП на душу населения, и уровень заработной платы, и дефицит бюджета, и инфляция. "Поэтому для начала страны должны оценить свои возможности и то, насколько органично они впишутся в экономический блок. В противном случае они также могут интегрироваться, но на определенных условиях, например, на правах ассоциированных членов. Одного политического заявления здесь мало", - подчеркнул он.
Алексей Дайнеко также затронул тему интеграции интеграций, о которой в последнее время говорится особенно много. Он отметил, что в современном мире все чаще объединяются не отдельные производственные мощности, предприятия или страны. Между собой конкурируют целые блоки стран, что связано со стремлением к монополизации рынков и сферы производственной деятельности. "Мне интеграция интеграций на постсоветском пространстве видится как противовес Североамериканскому блоку и блоку стран ЕС в сфере экономики. Когда страны Евро-Азиатского блока действительно объединятся (будет создан Евразийский экономический союз. - Прим. БЕЛТА) и к нему, возможно, подключится интенсивно развивающийся Китай, появится мощнейшее объединение, которое охватит рынки от Беларуси до Китая. Сегодня в мировой экономике речь идет об однополюсной системе, сформированной США, и это дает Америке возможность подавлять другие страны своей экономической мощью, диктовать им свои условия. Евразийский экономический союз сможет стать хорошим противовесом США. Благодаря этому мировая экономика будет развиваться сбалансированно, социальные блага и ресурсы будут распределены во всем мире более справедливо и равномерно", - сказал собеседник.
По его мнению, в таких условиях у Европейского союза не будет другого варианта, как интегрироваться с Евразийским союзом. "В перспективе эти два объединения будут несоизмеримы друг с другом по своим масштабам и параметрам. В Европе это понимают, и, видя такие перспективы, определенные страны, которые в них не заинтересованы, включают рычаги противодействия развитию Евразийского союза", - подчеркнул Алексей Дайнеко.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Так, несмотря на периодически возникающие противоречия между государствами - участниками СНГ, существование Содружества, очевидно, содействует снижению конфликтности на постсоветском пространстве, так как помогает более оперативно разрешать вопросы в двустороннем и многостороннем порядке. При этом немаловажно желание стран более или менее активно участвовать в интеграционных процессах и определять для себя приоритеты, о чем свидетельствует их участие в различных экономических блоках. Конкретные бонусы обещает государствам присоединение к Таможенному союзу, что положительно отражается на их экономике, во многом облегчает ведение торговли и бизнеса. Кроме того, плюсом является существование свободного социального пространства и безвизового режима между основными участниками интеграции на пространстве Содружества, а также возможность реализации культурных, научных и образовательных проектов.
На данном этапе очевидно, что в интеграционный процесс в большей или меньшей степени вовлечены все государства Содружества, но в числе лидеров и двигателей процесса называют Россию, Беларусь и Казахстан.
В целом можно определить несколько политических сценариев межгосударственной интеграции в СНГ, которые могли бы получить развитие. Среди них называют восстановление Советского Союза, что, впрочем, на данный момент является очень маловероятным в силу различных причин. Как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью телеканалу "24 KZ" агентства "Хабар", Беларусь, Казахстан и Россия создают современные формы интеграции, а не возрождают СССР. Глава государства назвал абсолютно неправильным мнение о том, что интеграция в ТС является возрождением СССР. "Возвращаться к старому ни у кого нет желания, и это невозможно. Поэтому пугать тем, что кто-то хочет вернуться в Советский Союз, - это, наверно, сегодня неразумно. Мы создаем современные формы интеграции, которые не напрягают ни внешний мир, ни внутри наши народы. Люди хотят жить в суверенных, независимых государствах", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что на современном этапе для Содружества характерен феномен разноскоростной интеграции. Заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси доктор политических наук Сергей Кизима в разговоре с корреспондентом БЕЛТА отметил, что именно такой вид интеграции в данный момент выглядит единственно приемлемым. "У постсоветских стран разная структура экономики и теперь уже сильно отличается уровень ее развития. У них также разная геополитическая ориентация. Важное значение имеют серьезные противоречия между рядом стран СНГ. Из-за этого совершенно закономерно несовпадение национальных интересов одних стран с другими, что и вызывает необходимость разноскоростной интеграции, - сказал собеседник. - Сохранение СНГ важно, если мы хотим сберечь все лучшее, что было создано в рамках советского периода, и успешно перейти к инновациям, которые повысят качественное состояние постсоветских стран".
В последнее время все чаще можно услышать об СНГ как о клубе по интересам (так называемая зонтичная организация), о площадке для проведения саммитов и встреч на высоком уровне. Есть мнение, что мероприятия, проводимые в рамках СНГ, являются в большей степени формальностью. Однако необходимо признать следующее: в современных условиях исключительно важно, что Содружество является площадкой для развития конструктивного диалога. Это дает возможность как руководству стран, так и представителям творческой и научной интеллигенции встречаться и беседовать, высказывать свое мнение относительно того или иного вопроса, принимать конкретные решения.
Пожалуй, самый пессимистичный вариант развития событий - распад СНГ и прекращение существования Содружества в принципе. Однако такой сценарий очень маловероятен. По мнению Сергея Кизимы, это связано в первую очередь с необходимостью совместно решать сложные вопросы, такие как борьба с торговлей наркотиками или терроризмом. Несомненно преимущество кооперации и для решения таких вопросов, как развитие атомной энергетики или восстановление сельского хозяйства, развитие логистики и информационного общества. Более того, ряд стран СНГ уже пользуются преимуществами Зоны свободной торговли. "Поэтому прогнозы по развитию СНГ позитивны. Это организация пережила наиболее сложные времена в 1990-х, сейчас ей ничего не угрожает", - убежден Сергей Кизима.
За развитие интеграции на постсоветском пространстве выступает и Президент России Владимир Путин. "Тесная интеграция - это объективный общемировой процесс, и никакими окриками и одергиваниями он не будет остановлен, в том числе на нашей территории остановлен быть не может", - сказал он. Данное заявление российского Президента было связано с высказыванием в декабре 2012 года Хилари Клинтон, занимавшей тогда должность госсекретаря США, относительно того, что под эгидой ТС и экономической интеграции Россия запускает процесс советизации в странах Восточной Европы и Средней Азии. Но на практике все выглядит иначе. Достаточно в полной мере оценить роль экономики в развитии государства и общества, и тогда становится понятно, почему внимание мирового сообщества приковано в первую очередь к экономическому сектору, в том числе к развитию ТС и ЕЭП и образованию Евразийского союза. Ведь именно Евразийский союз в перспективе станет конкурентом другим экономическим интеграционным блокам в Европе и Америке.
Сейчас полноправными участниками Таможенного союза являются три страны. Россия всячески содействовала присоединению к ТС Украины, однако долгое время Киев балансировал на грани Таможенного и Европейского союзов, не ограничивая себя какими-то конкретными рамками, обещаниями и обязательствами. Такая ситуация вполне устраивала Украину, решившую, по всей видимости, погнаться за двумя зайцами сразу.
В результате правительство Украины согласовало меморандум о статусе страны в качестве наблюдателя в ТС, но предупредило, что этот шаг вовсе не означает дальнейшего вступления в Евразийский союз. При этом в Москве неоднократно напоминали, что Украина может получить все выгоды от сотрудничества с ТС только при условии полноценного членства. В ответ Киев придумал особый формат сотрудничества "3+1", который оставляет возможность для дальнейшего сближения с ЕС.
В этой связи директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси доктор экономических наук, профессор Алексей Дайнеко заметил, что предполагается два возможных варианта развития событий по линии Таможенный союз - Украина - Европейский союз. "Украина хочет в ЕС и видит там перспективы для себя. Но если она возьмет курс на тесную интеграцию с ЕС, в таком случае Таможенный союз будет выстраивать с ней отношения, как и с любой другой страной - членом ЕС", - сказал он. При этом Алексей Дайнеко обратил внимание на то, что вступление в ЕС - длительный процесс, сейчас речь идет лишь об ассоциированном членстве республики. Пока Украина не будет по многим жестким параметрам экономического характера соответствовать требованиям, полноправным членом Евросоюза ей не стать. В то же время при вступлении Украины в ТС на нее сразу станут распространяться соглашения по Зоне свободной торговли, действующие в данном интеграционном объединении.
Кроме того, как справедливо заметил глава украинского правительства Николай Азаров, при присоединении к ЕС страна столкнется с большим числом ограничений, чем при вступлении в ТС. А присоединение к Таможенному союзу предполагает целый ряд преференций: это и восстановление производственных цепочек времен СССР, и возможность покупки нефти и газа по сниженным ценам (если Россия пойдет на уступки в виде нового газового контракта и снятия экспортных пошлин на нефть для Украины), и полное открытие рынка ТС без ограничений. Все это даст толчок росту определенных сфер производства, что в свою очередь уменьшит безработицу и, соответственно, увеличит доходы населения и бюджета.
"Безусловно, здесь играют роль конъюнктурные моменты: сегодня Украину не устраивает цена на газ в России, в то время как в ЕС ей дали некие обнадеживающие обещания. Но нужно смотреть на долгосрочную перспективу. Изначально Украина - славянское государство, и ее место в блоке славянских стран. Насколько комфортно ей будет в ЕС, покажет время. А вот с Таможенным союзом Украина сейчас готова интегрироваться в большей степени", - подчеркнул Алексей Дайнеко.
По мнению собеседника, разноскоростная интеграция на пространстве СНГ продиктована жизнью: объективно постсоветские страны подошли к ней с разной степенью развития экономик, неодинаковым ресурсным обеспечением и достаточно разными задачами в социально-экономическом развитии. В таком случае интеграция стран на одном уровне исключена. При этом самая высокая степень интегрированности на пространстве СНГ характерна сегодня для Беларуси и России, которых объединяет Союзное государство. "Так сложилось исторически. Кроме того, Россия всегда была для нашей страны источником поставки энергоресурсов - по той цене, которая нас устраивает", - отметил собеседник.
Он напомнил, что за последние четыре года по ряду товарных позиций белорусские предприятия нарастили свое присутствие на российском рынке. Наибольшее увеличение удельного веса белорусской продукции в российском импорте произошло по мясу птицы, молоку и маслу сливочному, изделиям из мяса, грузовым автомобилям.
Далее - к белорусско-российской "двойке" присоединился Казахстан, что стало основой для формирования Таможенного союза. В рамках ТС с 1 июля 2011 года были отменены все виды контроля на белорусско-российской и российско-казахстанской границах, что значительно упростило условия осуществления торговой деятельности. В итоге в 2011 году экспорт Беларуси в страны ТС увеличился на 45,7%, что является весьма внушительным на фоне кризисных процессов в глобальной экономике, а в 2012 году взаимные поставки в ТС продолжали возрастать, что привело к росту белорусского экспорта в данном направлении на 12,6%. Кроме того, несмотря на падение темпов роста общего объема экспорта товаров Беларуси за январь-август 2013 года, экспорт на рынок стран ТС продолжает расти, и его темп составил 104,8%.
К числу прогнозируемых экономических перспектив на пространстве СНГ эксперты относят возможность вступления новых стран в уже существующие интеграционные объединения (Таможенный союз, ЕЭП). Например, не так давно о намерении присоединиться к ТС и участвовать в последующем формировании Евразийского экономического союза заявил Президент Армении Серж Саргсян. В этой связи Алексей Дайнеко заметил, что для присоединения к ТС других стран главенствующее значение имеют их параметры экономического развития. Присоединение стран с более низким уровнем развития может внести в формирование ЕЭП определенный дисбаланс. Здесь играет роль и ВВП на душу населения, и уровень заработной платы, и дефицит бюджета, и инфляция. "Поэтому для начала страны должны оценить свои возможности и то, насколько органично они впишутся в экономический блок. В противном случае они также могут интегрироваться, но на определенных условиях, например, на правах ассоциированных членов. Одного политического заявления здесь мало", - подчеркнул он.
Алексей Дайнеко также затронул тему интеграции интеграций, о которой в последнее время говорится особенно много. Он отметил, что в современном мире все чаще объединяются не отдельные производственные мощности, предприятия или страны. Между собой конкурируют целые блоки стран, что связано со стремлением к монополизации рынков и сферы производственной деятельности. "Мне интеграция интеграций на постсоветском пространстве видится как противовес Североамериканскому блоку и блоку стран ЕС в сфере экономики. Когда страны Евро-Азиатского блока действительно объединятся (будет создан Евразийский экономический союз. - Прим. БЕЛТА) и к нему, возможно, подключится интенсивно развивающийся Китай, появится мощнейшее объединение, которое охватит рынки от Беларуси до Китая. Сегодня в мировой экономике речь идет об однополюсной системе, сформированной США, и это дает Америке возможность подавлять другие страны своей экономической мощью, диктовать им свои условия. Евразийский экономический союз сможет стать хорошим противовесом США. Благодаря этому мировая экономика будет развиваться сбалансированно, социальные блага и ресурсы будут распределены во всем мире более справедливо и равномерно", - сказал собеседник.
По его мнению, в таких условиях у Европейского союза не будет другого варианта, как интегрироваться с Евразийским союзом. "В перспективе эти два объединения будут несоизмеримы друг с другом по своим масштабам и параметрам. В Европе это понимают, и, видя такие перспективы, определенные страны, которые в них не заинтересованы, включают рычаги противодействия развитию Евразийского союза", - подчеркнул Алексей Дайнеко.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Так, несмотря на периодически возникающие противоречия между государствами - участниками СНГ, существование Содружества, очевидно, содействует снижению конфликтности на постсоветском пространстве, так как помогает более оперативно разрешать вопросы в двустороннем и многостороннем порядке. При этом немаловажно желание стран более или менее активно участвовать в интеграционных процессах и определять для себя приоритеты, о чем свидетельствует их участие в различных экономических блоках. Конкретные бонусы обещает государствам присоединение к Таможенному союзу, что положительно отражается на их экономике, во многом облегчает ведение торговли и бизнеса. Кроме того, плюсом является существование свободного социального пространства и безвизового режима между основными участниками интеграции на пространстве Содружества, а также возможность реализации культурных, научных и образовательных проектов.