Новогодняя ночь принесет событие, на которое большинство из нас в праздничной суете вряд ли обратит серьезное внимание. И, тем не менее, оно стоит того: 1 января мы окажемся в новой реальности – в Евразийском экономическом союзе. Конечно, с обывательской точки зрения сразу в Новый год ничего кардинального не случится: не будет ни новой валюты, ни евразийского шенгена, ни каких-либо других затрагивающих повседневную жизнь изменений. Но рано или поздно эти перемены произойдут, потому что главная цель ЕАЭС – обеспечить гражданам и бизнесу стран- участниц четыре свободы: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Корреспондент БЕЛТА проштудировал почти 1000-страничный Договор о Евразийском экономическом союзе, все принятые в его развитие решения, а также выслушал комментарии специалистов и попытался разобраться, какие изменения и когда ждут жителей евразийского пространства и чем ЕАЭС отличается от Таможенного союза и Единого экономического пространства.
АРМЕНИЯ, КЫРГЫЗСТАН. БУДЕТ ЛИ СЛЕДУЮЩИЙ?
Первой заметной переменой станет укрупнение союза: уже 2 января к Беларуси, России и Казахстану присоединяется Армения. Армянская сторона выполнила большую работу по унификации своего законодательства и реализации разработанной для нее дорожной карты, и ее опыт станет в какой-то степени основой при возможном присоединении других стран. Одновременно по ряду чувствительных товаров Армения получила достаточно серьезные переходные периоды – до 5-7 лет. Это означает, что не все нормы и правила ЕАЭС начнут действовать для этой страны с момента ее присоединения. Такие послабления закавказская республика получила в том числе и из-за отсутствия общей границы с другими государствами союза. В данном случае это обстоятельство оказалось со знаком плюс. Минусом же оно обернется в виде необходимости таможенного оформления товаров, пускай и в упрощенном порядке, как транзита.
Следующим на пороге присоединения стоит Кыргызстан, который уже от разговоров перешел к делу. Бишкеком также проделана определенная работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормативной базой ЕАЭС, реализована большая часть мероприятий, предусмотренных дорожной картой. Результатом этого стало подписание на прошедшем 23 декабря в Москве заседании Высшего Евразийского экономического совета Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, в котором определены параметры вхождения этой страны в союз. В дальнейшем предполагается, что договор будет дополнен протоколами, детализирующими условия участия Кыргызстана в ЕАЭС. И только после выполнения этих протоколов и ратификации самого договора Бишкек официально станет членом ЕАЭС. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев уверен, что это произойдет к 9 мая 2015 года. Эксперты также считают эту дату вполне реальной, но при условии слаженности и настойчивости кыргызстанской стороны.
Больше других кандидатов на вступление в ЕАЭС пока не просматривается. Что, может быть, и к лучшему. Ряд специалистов высказывает мнение, что и с присоединением Армении и Кыргызстана не стоило спешить, так как даже в рамках "тройки" осталось много неразрешенных вопросов, а в формате "пятерки" их появится еще больше.
Некоторые государства склонны рассматривать сотрудничество с ЕАЭС в виде создания зон свободной торговли. Наиболее продвинуты переговоры в этом направлении с Вьетнамом. Готовность работать по такой же схеме высказывали также Индия, Израиль, Египет, Турция, Узбекистан, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).
Чтобы реализовать эти планы, ЕАЭС, в отличие от Таможенного союза, полноценно оформлен как международный субъект. Это важно с точки зрения международного позиционирования, реальной возможности заключать договоры и соглашения с третьими странами и их объединениями.
У ПРЕМЬЕРОВ ПОЯВИТСЯ СВОЙ ОРГАН
По сравнению с Таможенным союзом в ЕАЭС несколько укрепится наднациональное управление. К Высшему Евразийскому совету на уровне глав государств и Совету Евразийской экономической комиссии, в который входят вице-премьеры, добавится Межправительственный совет на уровне глав правительств (хотя, следует отметить, и в ТС премьеры регулярно проводили трехсторонние встречи). Во всех этих трех органах в 2015 году председательствует Беларусь. Судебную ветвь будет представлять Суд ЕАЭС, местом расположения которого станет Минск. Наверняка появится и какой-то межпарламентский орган: по крайней мере, разговоры о его создании уже шли, но пока стороны принципиально не договорились о формате и полномочиях такой структуры.
Постоянно действующим наднациональным органом по-прежнему будет Евразийская экономическая комиссия. Однако ее ждут существенные изменения. Во-первых, в ЕЭК должны войти представители Армении и Кыргызстана, в связи с чем произойдет значительное перераспределение портфелей. Сейчас в Коллегию ЕЭК входят по три представителя от России, Беларуси и Казахстана: от РФ – председатель Коллегии ЕЭК и два члена коллегии в ранге министров, от Беларуси и Казахстана – по три члена коллегии в ранге министров. Планируется, что нынешняя конструкция будет сохранена до истечения в 2015 году полномочий действующих министров. А затем принцип равнопредставленности стран-участниц потребует изменения как числа министров, так и количества департаментов в ЕЭК. По всей видимости, в ЕЭК появится еще одна министерская должность, а в коллегию будут входить по два представителя от каждой из пяти стран.
Во-вторых, расширяются полномочия ЕЭК. В частности, комиссия получит новый функционал по поддержке экспорта на внешних рынках и его кредитования. Появятся у нее и новые возможности по защите от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей: уже с 2015 года ЕЭК сможет применять ретроактивные антидемпинговые меры, которые позволят доначислять пошлину за уже поставленный товар, если факт демпинга будет доказан. До сих пор антидемпинговая пошлина могла быть введена только после того, как доказан факт демпинга, что позволяло недобросовестным конкурентам завозить свою продукцию на годы вперед, а после завершения расследования у них была возможность еще долгое время распродавать свои запасы. Дополнительные полномочия также позволяют налагать на недобросовестных импортеров штраф в размере до 30% таможенной стоимости товара.
Важным новшеством ЕАЭС является введение обязательной оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК на условия ведения предпринимательской деятельности. Первоначально планировалось, что без такой оценки комиссия не сможет принимать ни одного своего нормативного акта. Но впоследствии сделали исключения, которых в итоге набралось ровно два десятка. В их числе – решения, касающиеся таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применения антидемпинговых мер, нарушений правил конкуренции, промышленных и сельскохозяйственных субсидий, расширения сфер монополий, регулирования финансового рынка, зашиты прав потребителей.
УСЛУГИ НЕ ИЗБЕЖАЛИ ИЗЪЯТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ
Одним из первых эффектов, который должен проявиться почти сразу же после начала функционирования ЕАЭС, экспертами называется создание общего рынок услуг. Однако здесь все не так однозначно, как и в случае с общим рынком товаров, формирование которого по первоначальным планам задумывалось завершить еще на прежней ступени интеграции – в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. "Свободного движения товаров у нас в полном объеме пока как не было, так и нет", – констатировал 23 декабря на пресс-конференции по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета президент Беларуси Александр Лукашенко. В качестве примера он привел госзакупки, к которым для всех партнеров до сих пор не обеспечен национальный режим доступа, хотя его должны были ввести еще 1 января 2012 года. Прорехи общего товарного рынка наглядно показала и недавняя ситуация, сложившаяся вокруг ограничений на поставки белорусского продовольствия на российский рынок и транзита попавших под российские санкции западных товаров. И это не считая внушительного количества официальных изъятий из общего режима свободной торговли.
С такими же согласованными изъятиями будет формироваться и общий рынок услуг. Датой его окончательного создания назван 2025 год, и вряд ли этот срок удастся сократить, поскольку и по услугам, как ранее – по товарам, сторонам пришлось кропотливо искать компромиссы.
В итоге процесс формирования общего рынка услуг выглядит в виде достаточно сложной конфигурации. В ее основе лежат секторы услуг, по которым единый рынок начинает работать почти сразу же. Сюда попали 43 сектора, в стоимостном выражении – это почти 50% общего объема предоставления услуг в государствах - членах Евразийского экономического союза. Но реально с 1 января 2015 года общий рынок для всех стран - участниц ЕАЭС создается только в 22 секторах. Сюда относятся, например, услуги в сфере сельского хозяйства, услуги аренды машин и оборудования без оператора, консультационные услуги по вопросам управления, услуги по разработке программного обеспечения. Еще в шести секторах для Казахстана предусмотрен переходный период до 1 января 2016 года (в них входят услуги в области оптовой и розничной торговли, франчайзинговые услуги, услуги гостиниц и предприятий общественного питания). Кроме того, в 15 секторах Беларусь и Россия создают общий рынок услуг также с 1 января 2015 года, а остальные государства присоединяются к нему в сроки, которые будут определены позднее. Это, в частности, строительные работы, услуги в инженерных областях, услуги складов и пакгаузов, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования для автодорожного транспорта.
Еще 29 секторов услуг определены в перечень, где процесс либерализации будет осуществляться постепенно, когда партнеры будут к этому готовы, поэтому конкретные сроки по ним пока не называются. Произойти это может и через год-два, и через 5-7 лет. Речь идет о рекламном бизнесе, аудиторских услугах, научно-исследовательской деятельности, транспортных услугах. И, наконец, к 2025 году намечено создать общий рынок услуг в самых чувствительных секторах: банковском, страховом и финансовом рынке в целом.
Единый рынок услуг подразумевает применение сторонами полноценного национального режима, исключающего дискриминацию. Как ожидается, поставщикам услуг будет предоставлен максимально достижимый уровень свободы. Он включает в себя поставку и получение услуг без ограничений, изъятий и дополнительных требований (за исключением отдельных случаев), освобождение поставщика услуг от повторного учреждения юридического лица, возможность оказания услуг на основании разрешения, полученного на территории своей страны, а также признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.
В результате создания общего рынка услуг прогнозируется снижение их стоимости благодаря росту конкуренции. Не забыты и потребители: для них вводится национальный режим цен, тарифов и порядка предоставления услуг вне зависимости от того, гражданству какой страны - участницы ЕАЭС они принадлежат. Предусмотрен запрет на установление в отношении получателя услуг требований или особых условий, ограничивающих право на получение, использование или оплату услуги, включая выбор поставщика услуг или обязанность получения разрешения компетентных органов.
ОБЩИЙ РЫНОК – К 2025 ГОДУ
ЕАЭС предполагает либерализацию не только рынка услуг. Поставлена задача достичь общих правил работы практически во всех значимых сферах: энергетической, транспортной, нефтегазовой, финансовой, фармацевтической и других. Но происходить это будет так же, как и в случае с услугами, с разной скоростью.
Наиболее близки к либерализации – лекарственный рынок и рынок медицинских изделий и медтехники. На декабрьском саммите президентами подписаны два специальных соглашения, которые предусматривают создание общего рынка в этих сферах уже с 1 января 2016 года. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств направлено на повышение доступности безопасных, эффективных и качественных лекарственных средств для населения государств ЕАЭС. "Кроме того, оно позволит повысить конкурентоспособность фармацевтической промышленности наших стран на мировом рынке, оптимизировать условия для фармацевтического бизнеса путем ликвидации или минимизации административных барьеров, обеспечить доступ на общий рынок ЕАЭС", – поясняют в Евразийской экономической комиссии.
Второе соглашение – о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) – направлено на гармонизацию законодательств в сфере обращения медицинских изделий, установление общих требований безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, единых правил их регистрации и организации мониторинга безопасности, качества и эффективности медицинских изделий. "Предполагается, что будет существенно упрощен допуск на рынок ЕАЭС медицинских изделий, повысится их качество, – отмечают в ЕЭК. – Осуществление мониторинга безопасности, качества и эффективности медицинских изделий по единым правилам позволит своевременно выявлять и принимать соответствующие меры в ЕАЭС в отношении фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных медицинских изделий и их поставщиков. В результате принятия единых правил регистрации снизятся временные издержки производителей медицинских изделий, что сделает их более доступными для населения".
В отношении других единых рынков такой проработки, как по фармацевтике и медизделиям, пока нет, поскольку сроки их создания отодвинуты гораздо дальше. К примеру, создание общего энергетического рынка заявлено к 2019 году. Предполагается, что он будет способствовать эффективному взаимодействию энергетических комплексов всех стран, достижению сбалансированности спроса и предложения энергоресурсов на рынке, покрытию всех потребностей в них, расширению экспортных возможностей в энергетической сфере.
Существенно медленнее будет объединяться рынок нефти, нефтепродуктов и газа – его предполагается создать лишь к 2025 году. К этому времени планируется не только прийти к единым ценам и тарифам, но и обеспечить равный доступ к газотранспортным, нефтетранспортным и нефтепродуктовым системам.
Дата создания общего транспортного рынка пока не называется, но специалисты говорят, что это может произойти гораздо раньше 2025 года. Пока стороны договорились осуществлять пошаговую либерализацию транспортных перевозок. В первую очередь это касается автомобильного и железнодорожного транспорта. Формирование единого транспортного пространства будет способствовать развитию транзитного потенциала всех стран и прежде всего Беларуси в качестве связующего звена ЕАЭС и Евросоюза.
ЕДИНАЯ ВАЛЮТА – В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ
Хотя разговоры о единой евразийской валюте периодически и возникают, очевидно, что страны - члены ЕАЭС пока не готовы к такому кардинальному шагу. Всерьез на эту тему можно будет рассуждать, пожалуй, только ближе к 2025 году, когда, по планам, заработает общий финансовый рынок и будет создан наднациональный орган по его регулированию, который предполагается разместить в Астане.
Важнейшим условием функционирования общего финансового рынка станет взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также на рынке ценных бумаг. То есть банкам для ведения бизнеса на территории соседней страны не нужно будет создавать "дочку" и получать лицензию у местного центробанка, достаточно будет открыть филиал. То же касается и полисов обязательного страхования. Например, автомобильная страховка будет действовать на всей территории ЕАЭС.
Уже начата работа по интеграции национальных платежных систем стран ЕАЭС. Пока речь идет об определении общих подходов к взаимодействию этих систем и формировании валютно-финансовых механизмов взаимных расчетов. Очевидно, что в дальнейшем предстоит пройти ряд этапов на пути к интеграции национальных платежных систем, начиная от разработки и применения единых стандартов платежных систем и услуг. На завершающих этапах могут быть созданы общие для ЕАЭС элементы платежной инфраструктуры, например, системы передачи платежных сообщений, процессинговые центры, платежные инструменты.
В целом общий финансовый рынок позволит снизить зависимость стран ЕАЭС от внешнего финансирования, уменьшит подверженность экономик внешним факторам. С созданием общего финансового рынка увеличится конкуренция между финансовыми институтами, соответственно, повысится качество услуг и снизится стоимость кредитов. В конечном итоге финансовая интеграция даст возможность более эффективно осуществлять трансформацию сбережений в инвестиции, расширять спектр доступных финансовых инструментов, снижать транзакционные издержки, а самое главное – общий финансовый рынок будет более устойчив к финансовым потрясениям в силу большей глубины и ликвидности.
ГРАЖДАНЕ СМОГУТ ВЫБИРАТЬ, ГДЕ ЖИТЬ ЛУЧШЕ
Свои преимущества в ЕАЭС почувствуют и граждане, прежде всего в том, что касается свободы выбора места работы. Статья 73 Договора о ЕАЭС прямо указывает на недискриминационное налогообложение доходов физических лиц от работы по найму в любой стране - участнице союза. То есть появится возможность с первого дня работы уплачивать налог на доход по ставке, действующей для граждан государства пребывания.
Гражданам государств - членов ЕАЭС не потребуется получать разрешение на работу в рамках союза. Они освобождаются от заполнения миграционной карты, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток. Следует отметить, что между Беларусью и Россией все эти нормы действуют давно.
Новое объединение не оставило без внимания сферу образования: дипломы вузов стран, входящих в ЕАЭС, будут котироваться в других странах-участницах. Процедура признания документов о профессионально-техническом, среднем специальном или высшем образовании не нужна будет практически для всех видов работ. Исключение составят педагогическая, юридическая, медицинская или фармацевтическая деятельность. Для этих сфер такая процедура сохранится. Национального признания потребуют также документы об ученых степенях и ученых званиях.
Планируется, что скорая медицинская помощь в экстренной, неотложной формах и иная медицинская помощь при непосредственной угрозе жизни будет оказываться бесплатно и в полном объеме всем гражданам стран ЕАЭС в любом государстве союза. Правда, пока этот принцип только продекларирован (за исключением опять же Беларуси и России), для его реализации потребуется принятие дополнительных решений.
Нет пока детального понимания и в том, как будет работать пенсионная система для граждан, работающих в другой стране. Договором о ЕАЭС предусматривается разработка отдельного международного договора о пенсионном обеспечении, реализация которого будет способствовать обеспечению равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защите пенсионных прав на всей территории союза. Кроме того, в договоре о пенсионном обеспечении предполагается решить проблемы, связанные в том числе с экспортом пенсионных прав и взаимными расчетами между государствами - членами ЕАЭС.
Советом ЕЭК одобрена лишь концепция такого договора. В ней определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - членов союза должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это касается и уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, и приобретения и сохранения пенсионных прав. "Документ будет гарантировать сохранение и перевод при переезде пенсионных прав, приобретенных на территориях государств ЕАЭС, – обещают в ЕЭК. – Устранение барьеров на пути свободного движения рабочей силы в ЕАЭС даст возможность гражданам стран - членов быть более мобильными, выбирать работу в той стране союза, где она лучше всего оплачивается и где предоставляется больше социальных льгот. В то же время обеспечение свободы передвижения рабочей силы в союзе приведет к повышению конкуренции на рынке труда как среди работодателей за рабочую силу, так и среди работников".
Эдуард ПИВОВАР,
БЕЛТА.