ЛЮБИШЬ СМОТРЕТЬ ТВ - ПОЛЮБИ И РЕКЛАМУ
Проявление эмоций при обсуждении законопроектов в белорусском парламенте, в отличие от парламентов других стран, например России и Украины, - явление достаточно редкое, если не сказать исключительное. Обычно депутаты спокойны и рассудительны. Однако недавнее заседание одной из комиссий Палаты представителей показало, что и наши парламентарии могут переходить на повышенные тона и хлопать дверью, пытаясь отстоять свою точку зрения.
Поводом для бурного всплеска эмоций стал принятый в первом чтении в декабре 2010 года законопроект, который вносит поправки в закон о рекламе. Согласитесь, когда речь идет о рекламе, редкий человек способен остаться равнодушным. Вот и участников расширенного заседания Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации рекламный вопрос разделил на два противоборствующих лагеря: с одной стороны депутаты, с другой - представители министерств, телеканалов, рекламодатели.
Наиболее оживленные споры, как и следовало ожидать, вызвал вопрос об уменьшении объема рекламы на телевидении. Депутаты, ссылаясь на многочисленные жалобы избирателей, указывали на засилье рекламы в телеэфире. Татьяна Филимочик даже озвучила одно из радикальных предложений граждан: организовать отдельный рекламный телеканал, куда "сослать" все ролики.
По ныне действующему закону в течение одного часа в прайм-тайм на ТВ реклама может занимать до 18 мин. Парламентарии считают, что это - перебор. А депутат Алексей Кузьмич вообще заподозрил телеканалы в сговоре, утверждая, что зачастую реклама на нескольких телеканалах демонстрируется в одно и то же время, что не оставляет зрителям выбора.
Парламентарии настойчиво предлагают сократить время рекламы в телеэфире, правда, пока не называя конкретных цифр. Например, в России, Украине, Грузии, странах Евросоюза реклама на ТВ занимает не более 9 мин. в час в прайм-тайм.
Хотя еще неясно, скольких рекламных минут могут лишиться белорусские телевизионщики, они уже отнеслись к депутатской инициативе весьма негативно. Представители ведущих телевизионных каналов настойчиво убеждали народных избранников, что, лишая избирателей рекламы, они рискуют лишить их также и новых кассовых фильмов, рейтинговых передач и прочего телеэксклюзива. Ведь реклама стоит денег, и как только речь заходит о сокращении ее объема, телеканалы начинают подсчитывать многомиллионные убытки. По усредненным расчетам, демонстрация 30-секундного рекламного ролика на отечественных телеканалах обходится рекламодателям примерно в $300 (для сравнения, в России - около $1,5 тыс., в Украине - $600-700).
По словам замминистра информации Александра Слободчука, сокращение объема рекламы негативно отразится на работе телеканалов и больно ударит прежде всего по отечественным производителям. В последний год рекламный рынок Беларуси только-только начал восстанавливаться после ударов мирового кризиса, его объем достиг $58 млн. (еще несколько лет назад было $72-75 млн.). Используя доходы от рекламы, телеканалы ОНТ и СТВ (которые в прямом смысле существуют за счет рекламы, так как не являются государственными и не получают бюджетного финансирования) смогли расширить производство собственных телевизионных продуктов, благодаря чему в стране начала развиваться отечественная телеиндустрия.
Если верить заместителю гендиректора "Столичного телевидения" Дмитрию Поправко, то сокращение рекламного времени оставит телеканал на грани выживания. По его словам, доходы от рекламы составляют 85% бюджета телеканала. В этой связи возникла идея "рекламировать рекламу". Парламентарии рекомендовали телевизионщикам самим чаще напоминать людям с экранов, что реклама важна и нужна, по принципу: любишь смотреть телевизор - полюби и рекламу.
Замминистра торговли Ирина Наркевич обратила внимание, что более половины рекламы на белорусских телеканалах занимает реклама отечественных товаров и услуг. Руководители наших предприятий, наконец, пришли к пониманию того, насколько важно рекламировать и продвигать свою продукцию, создавать узнаваемые бренды. Минторг опасается, что с сокращением времени на ТВ-рекламу телеканалы тут же поднимут цены, и ростки креативной деятельности отечественных производителей будут загублены на корню.
"Мы рассматриваем новый законопроект в особое время - период апробации концептуально новых подходов государства к выстраиванию диалога власти и бизнеса, - сказала замминистра. - Реклама - молодая отрасль экономики, которая тоже имеет право на существование и развитие. Она опосредованно связана с увеличением товарооборота внутри страны и за ее пределами". По ее мнению, при обсуждении рекламного законодательства нельзя сбрасывать со счетов то, что реклама содействует развитию конкуренции, помогает осуществлению предпринимательской инициативы.
Еще одним камнем преткновения стало предложение депутатов ограничить рекламу слабоалкогольных напитков, в особенности пива, а также казино и лотерей. Оно не нашло поддержки среди чиновников и уж тем более не было одобрено представителями телеканалов.
Депутаты хотели ограничить рекламу пива временным промежутком с 22.00 до 7.00 (а не с 20.00, как сейчас), чтобы оградить от ее воздействия прежде всего подростков, которые зачастую начинают спиваться именно с чрезмерного потребления пива (появилось даже понятие "пивной алкоголизм").
Но замминистра торговли Ирина Наркевич считает, что законодательство в отношении рекламы пива в Беларуси и так одно из самых жестких, если сравнивать со странами-соседями. К тому же проблему алкоголизма, по мнению многих, не удастся решить лишь за счет ограничения рекламы пива, нужен комплекс более действенных мер.
Требовать введения запрета на рекламу казино и лотерей вообще оказалось делом почти бесперспективным. Пока оба эти вида деятельности официально разрешены в Беларуси, их реклама также имеет право на существование.
Иными словами, все пытались убедить депутатов, что рекламы много не бывает, и если ее заказывают, значит, это кому-нибудь нужно. Но, похоже, доводы оппонентов показались многим парламентариям неубедительными, они затребовали подкрепления слов конкретными цифрами, экономическими выкладками.
За время подготовки законопроекта ко второму чтению им предстоит проделать непростой путь в поисках компромисса между интересами своих избирателей (большинство которых реклама попросту "достала"), интересами тех, кто рекламу заказывает, изготавливает и размещает (они за счет этого живут), и интересами государства.