В начале года власти пообещали избавить систему жилищно-коммунального хозяйства от "накипи" в виде выполнения не свойственных ей функций, излишней численности работников и наличия непрофильных активов. В марте эксперимент по реформированию ЖКХ стартовал в Первомайском и Партизанском районах Минска. Положительные результаты не заставили себя ждать, поэтому в следующем году модернизация коснется всего коммунального хозяйства столицы. О том, сколько можно сэкономить на реформе системы ЖКХ и в чем плюсы масштабной перезагрузки, корреспонденту БЕЛТА рассказал генеральный директор государственного объединения "Минское городское жилищное хозяйство" Виталий Смирнов.
Для начала разберемся, к каким результатам привел эксперимент в двух районах столицы. Так, ранее вопросами технического обслуживания и эксплуатации жилищного фонда в Партизанском и Первомайском районах занимались 27 организаций (два ЖРЭО и 25 ЖЭСов и ЖЭУ). При этом функции заказчика и подрядчика были сосредоточены в одном лице - ЖРЭО. По словам Виталия Смирнова, такой порядок дел зачастую приводил к необоснованным расходам и, как следствие, увеличению себестоимости технического обслуживания жилищного фонда.
В результате реформирования в районах создали КУП "Жилищное коммунальное хозяйство". Это предприятие занимается проведением переговоров, аукционов, тендеров по выбору подрядной организации на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домов, уборке придомовой территории, сбору и вывозу мусору. Кроме того КУП ЖКХ поручено контролировать подрядчиков.
Также в Партизанском и Первомайском районах укрупнены существующие жилищно-эксплуатационные участки. Вместо 25 юридических лиц создано 11. Укрупненные ЖЭУ являются хозрасчетными организациями-подрядчиками, которые непосредственно выполняют техническое обслуживание, текущий ремонт жилищного фонда, уборку территорий, оказывают платные услуги. Эти предприятия заинтересованы в надлежащем выполнении договорных отношений с заказчиком (то есть КУП ЖКХ района), и, как следствие, населению предоставляются более качественные жилищно-коммунальные услуги. Согласно планам, разделение функций заказчика и подрядчика во всех районах Минска позволит сэкономить около Br120 млрд в год.
Виталий Смирнов отметил, что улучшить качество обслуживания также помогло четкое распределение обязанностей сотрудников КУП ЖЭУ. В организациях созданы профессиональные бригады, между которыми разграничены функции по техническому обслуживанию, текущему ремонту, уборке территорий, оказанию дополнительных платных услуг.
По его мнению, ранее в этом деле системности было мало. "К примеру, возьмем рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, которых в народе называют хаус-мастерами. Они трудятся в жилищно-эксплуатационных службах давно, но вместо того, чтобы заниматься техобслуживанием дома, выполняли оперативные поручения: тут залатать, тут засор устранить, тут лампочку поменять. Теперь хаус-мастера следуют разработанным технологическим картам, в которых четко написано, что и когда они должны делать, а аварийными заявками занимаются специализированные бригады. К слову, последние не только локализуют аварийную ситуацию, но и выполняют ремонтно-восстановительные работы", - подчеркнул Виталий Смирнов.
Всего в Минске насчитывается 1193 хаус-мастера, они обслуживают 33,5 млн кв.м общей жилой площади. В среднем один сотрудник отвечает за техническое состояние 6-8 домов. Все мастера прошли обучение, получили разряд (как правило, высший), имеют навыки по сантехническим, электромонтажным, плотницким, малярным, кровельным работам. Виталий Смирнов подчеркнул, что специалисты комплексного обслуживания жилья отвечают за техническое состояние дома, а не отдельных квартир. Он также согласился, что заменить бригаду рабочих одному человеку не просто. "Однако не стоит забывать, что в обязанности хаус-мастера не входит проведение глобальных ремонтных работ. Их выполняют мастера по текущему ремонту. Так что опасаться, что специалист с чем-то не справится, не стоит", - сказал собеседник.
Результатом проведенной в двух районах столицы реформы стала оптимизация численности работников жилищно-эксплуатационных служб на 12,7% (с 2950 до 2617 штатных единиц). Меры по оптимизации системы управления ЖКХ снизили себестоимость услуг более чем на 16%. Благодаря преобразованиям себестоимость техобслуживания жилищного фонда по планово-расчетной цене сократилась на 10%. Практически на такой же процент уменьшилось количество обращений граждан. Так, с 1 июля по 30 сентября текущего года в жилищные организации поступило 560 письменных и электронных заявлений (за аналогичный период прошлого года - 623). При этом число обращений по вопросам технического обслуживания снизилось на 33%, текущего ремонта жилищного фонда - на 9,5%, капитального ремонта - на 2,1%.
Одна из главных задач реформы - повысить долю оплаты населением услуг ЖКХ без увеличения тарифов. Сегодня жители Минска оплачивают 32% от фактической себестоимости ЖКУ. А вот в Первомайском и Партизанском районах уровень возмещения затрат населением возрос до 43%. Когда реформа коснется всех районов города, эта цифра составит 45%.
Число ЖЭСов в Минске в январе следующего года, ориентировочно, сократится с 131 до 52. Говоря об оптимизации штатной численности работников, Виталий Смирнов отметил, что массовых увольнений не предвидится. "На улице никто не останется. Готовиться к проведению реформы мы начали еще в июле. Если человек увольнялся или уходил на пенсию, то на его место никого не брали. Таким образом, численность сотрудников сократилась примерно на 10%. Сейчас в жилищно-эксплуатационных службах трудятся 12,5 тыс. человек, ранее - 14,5 тыс.", - подчеркнул гендиректор объединения.
Помимо всего прочего за счет реформирования ЖКХ избавляется от непрофильных активов, что также поможет сэкономить. Так, на баланс УП "Минсккоммунтеплосеть" уже передано более 20 км сетей, филиалу "Минские кабельные сети" - свыше 100 км, УП "Минскводоканал" - почти 27 км водопроводных сетей, 21 км водоотведения. Кроме того КУП "Механизированная уборка города" и специализированным предприятиям "в наследство" от УП ЖРЭО достанутся почти 500 единиц автотракторной техники, затраты на содержание которой составляют около Br50 млрд в год.
Еще одна из новинок реформы - создание единого контакт-центра ЖКХ и портала "Мой Горад" 115.бел, которые заработали в Минске в ноябре. Среди услуг центра - вызов аварийной службы, сообщение о проблеме в ЖКХ или инфраструктуре города, заказ справки и прочих документов в любом, независимо от места проживания, расчетно-справочном центре города.
В контакт-центр можно обращаться круглосуточно по единому телефонному номеру 115, через мобильные приложения или с помощью портала "Мой Горад" 115.бел. Все запросы граждан обрабатываются операторами. Заявки на выполнение коммунальных услуг напрямую передаются в ЖЭУ (ЖЭС). С помощью сайта минчане также могут отследить, выполнена ли их просьба. К слову, за месяц с небольшим работники коммунальных служб города исправили свыше 1,2 тыс. недочетов, на которые им указали жители столицы.
По словам Виталия Смирнова, портал стал помощником для тех, кто отвечает за слаженную работу жилищно-коммунального хозяйства Минска. "Конечно, руководители ЖЭСов не могут знать о всех проблемных вопросах. Теперь же у минчан есть хорошая возможность рассказать о них с помощью портала 115.бел. А нам стало проще контролировать, ведутся работы или нет. Каждый день лично просматриваю сайт, слежу за тем, как выполняются заявки", - заверил он.
В следующем году аналогичные порталы создадут во всех крупных городах Беларуси. Вполне вероятно, что в 2016-м и сама реформа ЖКХ выйдет за рамки Минска, коснувшись всей республики. Ведь экономическая выгода доказана.
Кристина РЕШЕНОК