ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 14 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Комментарии
26 декабря 2014, 11:25

Белорусское кино без феномена, но с добрым лицом

Говорить о феномене белорусского кино ныне не приходится. Сегодня вообще сложно отличить белорусский, российский, украинский фильм: столь размыт стиль, почерк. Кинематографисты работают в одной манере, и сказать, как прежде, - это грузинский фильм, это казахский, - увы, нельзя. Переломить ситуацию в кино призвана стратегия развития киновидеоотрасли Беларуси на 2015-2020 годы, проект которой обсуждали эксперты на встрече на киностудии "Беларусьфильм". Стратегия - попытка спрогнозировать направления вложения ресурсов, чтобы затем получить должную отдачу.

Заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик считает, что стремление подражать неперспективно, следует искать свое, отличное, что может быть интересно и другим. Возможно, следует делать больше фильмов о белорусской культуре, истории, богатой захватывающими сюжетами, интересными фигурами. Это воспитывает и гордость за страну, и стремление заботиться о том участке земли, на котором ты живешь, убежден вице-премьер. Возможно, следует поменять подход в подготовке кадров, ведь иногда один человек может дать искусству больше, чем тысячи. Ссылка на неготовность технической базы, по мнению Анатолия Тозика, не определяющий момент в творческом процессе. "Есть же фильмы, как "12" Михалкова. Какая там база? А два часа смотришь, не оторвешься", - сказал вице-премьер.

Министр культуры Беларуси Борис Светлов считает, что сегодня Национальной киностудии "Беларусьфильм", которая является системообразующей, необходимо быть разворотливее и не упускать возможность разместить у себя заказы российских кинематографистов, ранее работавших в Украине. Белорусы могут получить многие из проектов, которые реализовывались в Украине. Неготовность хозяйственной базы не должна помешать в этом случае. Ведь независимые киностудии работают, фактически не имея никакой базы. В их распоряжении оборудование, зачастую арендованное, да приглашенные специалисты.

Одну из проблем белорусского кино заведующая отделом экранных искусств филиала "Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы" Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси кандидат искусствоведения доцент Антонина Карпилова видит в отсутствии сценарной стратегии. По ее мнению, белорусы не так уж много фильмов могут представить на фестивали. В создании проблемного кино важно опираться на так называемый культурный национальный код. В Беларуси есть мощнейшая литература, и этот пласт надо использовать по полной. "Сегодня пылятся сценарии по Владимиру Короткевичу "Колосья под серпом твоим", "Шляхтич Завальня" по Борщевскому. Есть прекрасный сценарий "Забраны край" Алены Колюновой, когда-то принятый Министерством культуры. Но затем он был признан коммерчески несостоятельным, будто национальная проблематика бывает коммерчески состоятельной", - заметила Антонина Карпилова.

Тревожит сужение тематического диапазона белорусского кино. Нет молодежных фильмов, музыкальных, фильмов-путешествий, где можно показать и характеры, и красоту Беларуси. Военные фильмы - бренд "Беларусьфильма", и их нужно снимать. Другое дело, что следует искать новые формы подачи военной тематики. Эксперт с сожалением констатировала, что в кино происходит деградация даже военной тематики. "Кино стало похоже на телевидение, потому что поверхностное мышление, стилистика проникают и в большое кино", - сказала она. Эксперт отметила положительные сдвиги в детском кинематографе, поскольку нишу заполнили картины Елены Туровой, Сергея Сычева. Однако в основном снимается семейное кино, а адресованного только детям пока нет. "Если говорить о лице белорусского кинематографа, то оно доброе и гуманное. А феномена белорусского кино сегодня нет", - заключила она.

Сегодня сложно говорить о творческих прорывах, поскольку экономическая эффективность стоит во главе деятельности киностудии, парировал генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович. "Беларусьфильм" находится в состоянии реконструкции, сданный в ноябре 2014 года новый корпус недоукомплектован. Тем не менее за 11 месяцев удалось выйти на безубыточную работу. Прибыль составила около Br2 млрд. Выручка от реализации кинопродукции составила с января по ноябрь почти Br22 млрд, а в 2013 году - Br18 млрд за весь год", - сказал он. Сравнения же с частными компаниями, которым не нужны специальные условия для работы, не совсем справедливы, считает Олег Сильванович. Они мобильны, не имеют обременений в виде больших производственных площадей, натурной площадки, каковые необходимо содержать "Беларусьфильму".

Планируемая к завершению в 2015 году реконструкция комплекса зданий студии не позволит удвоить экспорт услуг, прогнозирует Олег Сильванович. "Беларусьфильм" пока не является киностудией полного цикла, поскольку оснащение звуковым оборудованием - вопрос завтрашнего дня. Более того, белорусам самим необходимо обращаться за услугами по сведению звука к коллегам за рубежом. Доходы от реализации имущественных прав в будущем году также, скорее всего, сократятся, поскольку основной объем продукции закупали Россия и Украина. В связи со сложностями в соседних странах снизились объемы закупаемой продукции, закупочные цены, оплата за проданную продукцию поступает нерегулярно. Тем не менее киностудия активизирует работу по продвижению своей продукции на российский рынок, рассматривая не только центральные, но и региональные каналы. Кроме того, "Беларусьфильм" начал размещать свои работы на специализированных порталах в интернете.

Перспективны для киностудии совместные проекты как с зарубежными, так и с отечественными партнерами. Среди успешных проектов фильм "Украсть Бельмондо", снятый совместно с Белтелерадиокомпанией, и "Следы апостолов", созданный в партнерстве с телеканалом ОНТ и "Первой кинокомпанией". Зритель оценил эти работы. Суммарная посещаемость проекта "Украсть Бельмондо" составила около 70 тыс. зрителей, что для белорусского проекта - хороший результат. Картина "Следы апостолов" с успехом прошла в кинотеатрах республики.

Председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько считает, что для продвижения белорусского кино партнерство необходимо. Это могут быть и совместные проекты, и собственные, которые однако стоит согласовывать. Это касается документального кино. "Отдельные новинки "Беларусьфильма" остаются невостребованными телевещательными организациями, поскольку они дублируют те проекты, которые производят телекомпании самостоятельно", - сказал Геннадий Давыдько. Выполнение нормы показа белорусского кино в телеэфире не менее 5% общего объема кинопоказов возможно при согласовании планов всех участников. "Беларусьфильм" же не информирует о плановых запусках кинолент.

Есть вопрос и по цене фильмов киностудии. Она значительно превышает стоимость аналогичной, к примеру, российской продукции. Если односерийный художественный фильм "Беларусьфильма" стоит Br3,5 млн, то продукцию "Мосфильма" из "золотой коллекции" Белтелерадиокомпания приобретает в два раза дешевле. Новые работы киностудии предлагаются в два раза дороже. Например, фильм "Одинокий остров" для премьерного показа на телеканалах "Беларусьфильм" предложил за Br6 млн, в то время как аналогичную продукцию стран СНГ телекомпания покупает на 35-40% дешевле. Такая политика белорусских партнеров необоснованна, считает Геннадий Давыдько.

Заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ кандидат филологических наук доцент Людмила Саенкова-Мельницкая с мнением о тавтологии тем не согласна. "Ценность документального фильма не определяется выбором темы, что применительно к игровому, и даже не выбором героя. В современном документальном кино самое главное - концепция автора, то есть это концептуальное кино. В нем есть своя драматургия. И очень важно отличать искусство документального кино от телевизионных программ", - сказала она. К сожалению, не только зрители не понимают этой разницы, но иногда даже те, кто эти фильмы выпускает. К раскрытию одной и той же темы есть разные подходы, и киностудия может делать кино, которое является искусством, а не репортажной программой, убеждена критик.

В белорусской документалистике не было разрыва традиций, линия жизни студии "Летопись" не прерывалась, что случилось в игровом кино, где заметен провал поколений. Сегодня в белорусскую кинодокументалистику приходят кадры из Белорусской государственной академии искусств, а это немного иное, чем прежде, когда специалистов готовили во ВГИКе. Белорусские мастера не имеют своих мастерских, что не на пользу кино.

Необходимость закрепить де-юре статус художественного руководителя мастерской озвучил и декан факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств доцент Павел Иванов. Если ориентироваться на ВГИК, то там этот статус закреплен, мастера получают как минимум в два раза больше. По словам декана, сегодня преподавать в БГАМ могут только отданные идее, обеспеченные люди, поскольку зарплата, к примеру, доцента кафедры режиссуры и телевидения в Br2,2 млн вряд ли может быть стимулом. По мнению Павла Иванова, стоит инициировать изменение подходов в присвоении ученых степеней творческим людям. Интересный опыт есть в Казахстане. Там педагог имеет возможность выпустить курс студентов, а затем в течение пяти лет ему присваивается научное звание доцента и профессора. Белорусским профессионалам же необходимо написать большую работу. В БГАМ работают практикующие преподаватели, им проще снять программу, написать сценарий, а не тратить время на труд, который будет лежать никому не нужный в 20 экземплярах.

Говоря о кадрах, Павел Иванов поднял проблему невостребованности части выпускников факультета экранных искусств. "Факультет готовит специалистов главным образом для телеканалов, только 10%, а это примерно 30 человек, - для кино. И оказалось, что государству эти люди не нужны, распределять их некуда. Возможно, следует вести целевую подготовку этих специалистов или набирать курс на платной основе", - сказал он. Кроме того, важная профессия редактор осталась упущенной. Хороший редактор - это надежда на достойный сценарий. Сегодня же белорусская редактура в кино оставляет желать лучшего. В связи с этим декан предлагает набрать курс редакторов. По уровню подготовки специалистов БГАМ не уступает ВГИКу, считает он.

Директор студии анимационных фильмов "Беларусьфильма" Игорь Галиновский также отметил недостаток кадров, в первую очередь нехватку художников-мультипликаторов. Есть проблема и в низком присутствии белорусских анимационных фильмов в телеэфире и на экранах кинотеатров, как следствие - низкая востребованность отечественным потребителем. Вместе с тем белорусская мультипликация получает заслуженные награды на международных конкурсах. Большим огорчением для анимационной студии является невозможность производства фильмов по современным технологиям. Белорусы, увы, не могут предложить своих "Шрека" или "Машу и Медведя" из-за дороговизны 3Д-анимации, невозможности постоянного обновления компьютерной базы и программ.

Директор компании "Открытое кино" Валерий Карпов ключевой фигурой в кинопроцессе называет продюсера. Именно этот человек, профессионал, знает рецепт, как сделать такое кино, которое захотят смотреть. На опытных продюсеров ложится ответственность за выбор сценария, продвижение фильма. Их талант заключается в том, чтобы знать ниши, куда попадет фильм, и знать причины, почему он попадет на экраны, считает Валерий Карпов. Важно использовать мировую практику - предподготовительный период и маркетинг. Именно по результатам этих этапов продается кино до того, как оно будет снято. Необходимо привлекать инвестиции в белорусские проекты, только в случае инициативы можно выйти на равноценное партнерство, убежден специалист.

Местом, где могли бы собираться профессионалы кино, продюсеры, может стать Минский международный кинофестиваль "Лiстапад". Фестиваль завоевал авторитет, аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). По мнению заместителя директора Центра визуальных и исполнительских искусств "Арт Корпорейшн", программного директора Минского международного кинофестиваля "Лістапад" Игоря Сукманова, фестиваль "Лiстапад" - единственная альтернатива нашествию коммерческого кинематографа, он предлагает мировое кино. Его достаточно высокий уровень, профессионализм, компетентность жюри подтверждают победы лауреатов конкурса в последующих конкурсах. Из числа последних новостей - сразу пяти наград Европейской киноакадемии удостоена польская картина "Ида", прошлогодний обладатель "Золота Лістапада", а триумфатор ММФК-2014 украинский фильм "Племя" выиграл Гран-при международного конкурса XV Тбилисского международного кинофестиваля. Теперь "Лiстападу" предстоит стать площадкой для встреч профессионалов, которые будут продвигать как свои, так и зарубежные проекты.

Игорь Сукманов убежден в важности участия в копродукции. "Пусть вклад белорусов невелик, но такие картины, как "В тумане", "Я не вернусь", "Роль", - те вещи, которыми стоит гордиться по-настоящему и радоваться, что лейба "Беларусьфильма" указана в этих картинах. Эти фильмы могут не получать бешеных кассовых сборов, но они создают репутацию", - считает эксперт.

Кассовые сборы белорусских фильмов пока совсем невелики, рассказал генеральный директор УП "Киновидеопрокат" Василий Коктыш. К примеру, фильм "Белые Росы. Возвращение" посмотрели 5,1 тыс. зрителей, собранная сумма составила Br184 млн. На киноэкранах демонстрируется белорусское кино из "золотой коллекции", идут и фильмы частных производителей.

Ходить в кинотеатры стало престижно не только молодым, но и людям старшего поколения. По словам Василия Коктыша, зрителя привлекают комфортные условия, которые предлагают реконструированные и модернизированные кинотеатры. Однако для продуктивной работы необходима развитая сеть кинозалов. Причем это должны быть многозальные кинотеатры, поскольку содержание однозального обходится дороже. Сеть многозальных кинотеатров позволяет вести сбалансированную репертуарную политику и иметь хороший финансовый результат. Прорабатывается возможность открытия в Минске двух многозальных кинотеатров. К кино нужно относиться, как к искусству и как к бизнесу, считает Василий Коктыш. В таком случае возможно грамотное соединение необходимых составляющих успеха.

Жанна КОТЛЯРОВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси