Российское издание "Ведомости" 12 ноября разместило публикацию под названием "Победа" не долетит до Минска", подзаголовок ее громко гласил: "Беларусь не хочет допустить конкуренции российского лоукостера и своей "Белавиа". Так ли все на самом деле? Стоило ли подобным образом интерпретировать вопрос? Ситуацию БЕЛТА официально прокомментировали в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси.
Для начала стоит напомнить, что авиакомпания "Победа" входит в Группу "Аэрофлот" и работает по принципу классического низкобюджетного авиаперевозчика. Как отмечено на сайте компании, ее "работа направлена на повышение мобильности населения и транспортной доступности регионов России".
В Национальном аэропорту Минск проинформировали, что, действительно, 30 октября в адрес главного аэропорта страны обратилось ООО "Авиакомпания "Победа" с запросом о предоставлении слотов. Слот - это запрашиваемое авиакомпанией время обслуживания в аэропорту, пояснили специалисты. В обращении шла речь об организации ежедневных рейсов по маршруту Москва-Минск-Москва с 20 ноября 2015 года по 26 марта 2016-го. Несколькими днями после получения обращения белорусский аэропорт уведомил авиакомпанию, что запросы на слоты для регулярных рейсов иностранных перевозчиков утверждаются им после согласования с департаментом по авиации Минтранса (это прописано в Авиационных правилах регулирования коммерческих условий воздушных перевозок, утвержденных транспортным ведомством в 2012 году).
В свою очередь пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Екатерина Гриб обратила внимание, что выбор и назначение авиакомпаний на выполнение регулярных полетов, в соответствии с международными договорами о воздушном сообщении, принимаются авиационными властями страны, в которой зарегистрирован перевозчик. При этом статьями договоров оговариваются определенные условия, такие как договорные линии, количество назначенных авиаперевозчиков, частота полетов, тарифная политика, информирование по дипломатическим каналам авиационных властей другого государства о назначении авиакомпании для выполнения регулярных полетов и ряд других.
"Обязательным условием открытия полетов для любой авиакомпании является соблюдение законов и правил страны, куда планируется открытие рейса. В Беларуси действуют единые законы и правила для открытия регулярных полетов, независимо от того, как себя позиционирует авиакомпания", - констатировала пресс-секретарь.
После получения по дипломатическим каналам уведомления о назначении авиакомпании начинается собственно подготовка к открытию рейса, порядок и последовательность которой изложены в Авиационных правилах регулирования коммерческих условий воздушных перевозок, размещенных на сайте департамента по авиации Минтранса. Согласно этим правилам, авиакомпания должна пройти процедуру аккредитации на соответствие нескольким требованиям, в том числе по обеспечению безопасности полетов, в процессе которой последовательно согласовываются слоты, заключаются договоры на наземное и коммерческое обслуживание в аэропорту. Процедура аккредитации не должна превышать 30 дней.
Екатерина Гриб также подтвердила, что 30 октября в министерство через посольство Беларуси в Российской Федерации поступила нота МИД РФ о назначении ООО "Авиакомпания "Победа" для выполнения регулярных полетов по маршруту Москва-Минск. В департамент по авиации также поступили документы на аккредитацию, подписанные авиакомпанией 9 ноября.
"Документы будут рассмотрены в установленном порядке. Российскому перевозчику уже направлен стандартный проект договора на обслуживание в Национальном аэропорту Минск с указанием действующих ставок и сборов на услуги по наземному и коммерческому обслуживанию. Предварительные переговоры по планируемому открытию регулярных полетов и предоставлению услуг по наземному и коммерческому обслуживанию между руководством Национального аэропорта Минск и ООО "Авиакомпания "Победа" не проводились. Хотя мы к ним готовы", - резюмировала пресс-секретарь.
Если вернутся к статье, стоит выделить следующую цитату представителя авиакомпании: "К сожалению, по желанию самого аэропорта или базового перевозчика нам не только не дали слотов, но и предложили практически заградительные тарифы на обслуживание".
Естественно предположить, что нынешние сложные экономические условия обязывают предприятия взвешенно подходить к реализации каких бы то ни было проектов, и в ущерб своих коммерческих интересов ни одна компания действовать не станет. Российская сторона получила предварительную информацию о соответствующих тарифах, по которым сейчас работает "Аэрофлот". Вместе с тем, представители аэропорта констатировали, что по состоянию на 12 ноября "Победа" никаких официальных переговоров о тарифах на наземное обслуживание воздушных судов не проводила. В этой связи заявлять о "заградительных тарифах" - по меньшей мере некорректно.
В настоящее время на линии Москва-Минск регулярные полеты выполняют два авиаперевозчика - российский "Аэрофлот" - 5 раз в день и белорусская "Белавиа" - 7 раз. Российский авиаперевозчик, несмотря на меньшее количество частот, перевозит пассажиров на воздушных судах большей вместимости. Во флоте "Белавиа" сегодня состоит 27 самолетов, из них только 2 - Boeing 737-800, рассчитанных на 189 человек.
Татьяна ИВАНЮК