Во второй половине ушедшего года заявление руководства "Уралкалия" о прекращении реализации своей продукции через совместного трейдера "Белорусская калийная компания" (БКК) и одновременной смене стратегии продаж - от применявшейся долгие годы производителями политики "цена превыше объемов" к курсу "объемы превыше цены" - обернулись самыми негативными последствиями для всех участников рынка калийных удобрений. Это привело к ухудшению финансовых результатов работы производителей хлоркалия. Действия российской компании спровоцировали резкое снижение спроса на калийные удобрения со стороны покупателей. Последние опасались понести убытки от закупки удобрений по завышенной стоимости, что способствовало формированию "отложенного спроса". После разрыва отношений с БКК "Уралкалий" начал вести политику захвата рынка, демпингуя и предоставляя значительные дисконты к действующим на рынке ценам. Вследствие обострилась конкуренция между производителями, упала цена на калийные удобрения во всех регионах мира в среднем более чем на $100 за тонну, сократились объемы продаж.
Происходящее непосредственно коснулось "Беларуськалия", более 80% продукции которого ориентировано на экспорт. В сложившихся условиях предприятие вынуждено было принять меры для снижения затрат на производство и стабилизацию финансовой устойчивости: уменьшить объемы закупок материалов и оборудования, услуг сторонних организаций, сократить вложения в инвестиционные проекты. Работникам предоставлялись социальные отпуска по инициативе нанимателя с оплатой 2/3 тарифной ставки.
По данным "Беларуськалия", за 2013 год объем производства калийных удобрений в сравнении с предыдущим годом сократился на 12,4%, коэффициент использования производственных мощностей уменьшился на 9,4%, выручка от реализации продукции - на 19,7%. Вместе с тем за этот же период выпуск технической соли вырос на 6,1%, кормовой - на 9,1%, пищевой - на 5,9%. К концу прошлого года мировой рынок калийных удобрений постепенно начал восстанавливаться, но снижение цен на калийные удобрения, поставляемые на экспорт, по-прежнему ощутимо.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике ОАО "Беларуськалий" Андрей Рыбак прокомментировал имеющиеся результаты, поскольку в средствах массовой информации поспешили самостоятельно сравнить обнародованные итоги экономической деятельности белорусского производителя за 2013 год с его основными конкурентами. Так, информагентства констатировали, что "Беларуськалий" существенно уступает им по финансовым показателям прошлого года. В первую очередь эксперт обратил внимание, что нужно сопоставлять не только цифры - нужно учитывать много взаимозависящих факторов, в числе которых особенности системы налогообложения страны, где работают компании. Также важно, сколько прибыли расходуется на развитие предприятия ("Уралкалий", в частности, финансирует этот род деятельности за счет кредитов). Кроме того, годовой отчет "Беларуськалия" представлен согласно белорусским стандартам. Соответствующий документ по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) будет опубликован только летом. "После этого, при желании, можно сравнить результаты с основными мировыми производителями калия, в том числе российским "Уралкалием", канадским Potash Corp или немецким "Калиум Зальц", но стоит ли сравнивать? Мы должны смотреть на собственные успехи и на то, хватает ли нам прибыли для развития, а ее, как бы ни было сейчас сложно, нам хватает", - подытожил заместитель гендиректора. По его данным, за первый квартал 2014 года предприятие освоило около Br709 млрд инвестиций. Эти средства были направлены на реализуемые проекты, в том числе на строительство химического завода.
Как отметил Андрей Рыбак, у "Беларуськалия", который движется к поставленной правительством планке, есть шансы добиться хороших результатов и во второй половине года, поскольку нельзя сказать, что продажи минеральных удобрений цикличны и их основной объем приходится только на начало года. Это касается внутреннего и внешних рынков, о чем говорит статистика по результатам минувших лет. Например, во многих странах, потребителях белорусского хлоркалия, по два сельскохозяйственных сезона. Белорусские покупатели также приобретают удобрения под весеннюю посевную и сев озимых. Кроме того, на рынок влияют ожидания роста цены со стороны потребителей и наличие остатков удобрений у них на складах. "Когда вспыхнул калийный конфликт, все в прошлом году ждали еще большего понижения цен и не покупали, но теперь радует то, что рынок проснулся, покупатели понимают, что ценовое дно пройдено и завтра калий может стоить только дороже", - констатировал замглавы компании.
По его мнению, последствия удара, который был нанесен по мировому калийному рынку в 2013 году, слишком сильны, поэтому для восстановления выручки ведущим его компаниям понадобится не год и не два - цена на хлоркалий понемногу поднимается, но ее уровень далек от компенсации прошлогоднего снижения. Возможно, предположил эксперт, при повышенном спросе, который наблюдается сейчас, цена немного подрастет, но это будет совсем небольшой рост. Главным для "Беларуськалия" в этом году является удержание рынков во избежание потери своей доли, что станет своего рода базой для проведения в следующем и дальнейших годах целенаправленной политики по увеличению цены калийных удобрений.
Кроме того, отечественный производитель хлоркалия, имея намерение не упустить свои традиционные рынки сбыта, занимается поиском новых партнеров в уже освоенных регионах - таким примером является Россия. Рынок этой страны достаточно емкий: он потребляет около 2 млн т хлористого калия в течение года, поэтому "Беларуськалий" планирует развивать поставки своей продукции в сопредельную страну по прямым контрактам. В марте, в частности, белорусский производитель заключил контракт с компанией "ФосАгро", ведутся переговоры с другими NPK-производителями. Кроме того, сейчас, когда "Уралкалий" фактически остановил отгрузки гранулированных удобрений на внутренний рынок, поступает много предложений о поставках для российских сельхозпроизводителей. "Беларуськалий" готов к диалогу, однако не намерен предлагать низкую цену, заверяет Андрей Рыбак. Поскольку у компании, благодаря интенсивной деятельности БКК, достаточно заказов, планирование отгрузок происходит исходя из конъюнктуры рынка.
Что касается сегодняшних взаимоотношений с основными конкурентами на калийном рынке, заместитель гендиректора подчеркнул: последние события, которые спровоцировали активную конкуренцию и передел традиционных рынков сбыта основных мировых производителей калия, не приводят к благоприятному эффекту. Как пример - рынок Юго-Восточной Азии, где после "столкновения" двух крупных участников (один из которых "Уралкалий". - Прим. БЕЛТА) цена на удобрения существенно упала. Андрей Рыбак уверен, что все действия по освоению новых рынков должны быть взвешенны, чтобы не навредить общей ценовой ситуации.
В целом руководство "Беларуськалия", опираясь на результаты работы, полагает, что реакция и действия белорусской стороны на проблемную ситуацию 2013 года были правильными. Это доказывают и имеющиеся сегодня у предприятия контракты. "БКК развивается динамично: традиционные рынки восстановлены, новые осваиваются. Теперь мы должны растить собственных специалистов и добиваться успеха своими руками", - подчеркнул Андрей Рыбак.
Татьяна ИВАНЮК