Особое внимание в недавнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Беларуси Александр Лукашенко уделил теме образования, отметив, что преподавание в белорусских вузах не ориентировано на решение сегодняшних задач. Еще одним нерешенным важным вопросом, подчеркнул он, остается подготовка и переподготовка специалистов в соответствии с потребностями экономики. "Нельзя допустить разрыва между научно-техническим уровнем нового производства и квалификацией кадров. И переподготовку кадров надо вести не в институтах повышения квалификации, а непосредственно на производстве, на тех участках, где будут работать специалисты и руководители. Чтобы люди видели новые технологии, новые образцы продукции, новые методики", - уверен глава государства.
Свою точку зрения относительно актуальности и своевременности затронутых тем высказал корреспонденту БЕЛТА декан экономического факультета Белорусского государственного университета профессор Михаил Ковалев. "Очень правильно сказано об отставании образовательных процессов от реального сектора экономики. Мы иногда в образовании увлекаемся формальными вещами наподобие соответствия Болонским принципам, менеджменту качества образования, заимствованному у заводов, и теряем тесный контакт с работодателями - не готовим специалистов, остро необходимых нашей экономике XXI века", - отметил он.
Например, уточнил профессор, в Беларуси остро необходимы специалисты по международной торговле, в том числе чтобы осваивать рынки стран дальней дуги. "Мы же по-прежнему готовим теоретиков от мировой экономики по абсолютно надуманной специальности. Парку высоких технологий остро не хватает специалистов по игровой информатике и программированию компьютерных игр, по мобильной информатике (то есть составлению программ для мобильных телефонов), а вузы продолжают в переизбытке готовить специалистов по чистой или прикладной математике, и эти примеры можно продолжать до бесконечности", - констатировал Михаил Ковалев. Он при этом обратил внимание, что гибкости реагирования на потребности экономики высшему образованию мешают "нигде в мире не существующие так называемые классификаторы специальностей, которые у нас чрезмерно мелки и нацелены, если образно говорить, на производство свечей, а не светодиодов".
Михаил Ковалев также напомнил о тезисах главы государства о школе и о роли учителя. "Действительно, школа - это фундамент карьеры человека. Вузы добавляют профессиональные навыки, а основу закладывает в школе учитель. Я прекрасно помню своих учителей по имени-отчеству до сегодняшнего дня, поскольку почти все в маленькой сельской школе были учителями с большой буквы. Они нас многому научили", - признал эксперт и высказал мнение о необходимости возвращения учителям того статуса, который был в 50-60-е годы прошлого века. "Понятно, что для этого сделать в первую очередь - и об этом сказал Президент - надо учителю платить существенно больше. Либо, как это сделано в некоторых странах, придать ему звание госслужащего", - отметил декан экономического факультета. Задаваясь вопросом, откуда взять деньги, чтобы платить педагогам больше, Михаил Ковалев вспомнил опыт Финляндии, которая однажды сократила почти все "надстройки" над школой, сделала там главным учителя и передала функцию надзора родительским комитетам, куда входят только люди с высшим образованием. В итоге педагогам в этой стране смогли выплачивать заработную плату в большем размере за счет оптимизации штата. В Беларуси же в настоящее время на одного учителя приходится значительное количество контролирующих, методически организующих и прочих специалистов. "Безусловно, где-то выше над школой находиться легче и удобнее, чем работать учителем", - высказал уверенность Михаил Ковалев, считая в этой связи полезным для Беларуси взять финский опыт на вооружение.
Кроме того, профессор обратил внимание на одну из самых богатых стран мира - Соединенные Штаты Америки. "Не многие задумываются, почему это так. Я считаю, одна из главных причин - это обязательное преподавание предмета "Экономика" в школе. Причем если другие предметы в США читаются по отдельным для каждого штата стандартам, то экономика читается во всех школах в достаточно большом объеме и по единому национальному стандарту. Поэтому, по-моему, чрезвычайно необходимо заимствовать этот американский опыт и ввести в наших школах обязательный предмет "Экономика и предпринимательство". Тогда у нас в стране будет меньше экономически безграмотных предпринимателей и чиновников", - резюмировал Михаил Ковалев.