ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 15 ноября 2024
Минск-Уручье +1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
19 июня 2012, 12:00

Беларусь нуждается в цивилизованном механизме согласования интересов инвестора и обывателя

Среднестатистический минчанин - человек житейски закаленный. Он спокойно перенесет две недели без горячей воды. Не моргнув глазом, встретит сообщение об отмене привычного автобусного маршрута в связи с репетицией парада. Не испугаешь его и повышением коммунальных тарифов. Но вот что способно испортить настроение горожанину всерьез и надолго - это сообщение о том, что на месте соседнего лесочка, где он привык прогуливать свою собаку, будет построен бизнес-центр. А на территории просторного двора, где было место и детской песочнице, и автостоянке, планируют возводить монолитную многоэтажку.

Такие новости обыватели переносят тяжело. Они волнуются и собираются кучками, ставят подписи под коллективными воззваниями и требуют справедливости. Справедливость, понятно, заключается в том, что никаких строек вести не надо. Совсем. За кольцевой, мол, земли достаточно, вот там пусть и ковыряются бульдозеры.   

Гражданская активность иногда достигает результата, и депутацию обеспокоенных горожан приглашают в местный райисполком. На встрече наверняка будет присутствовать представитель городских архитектурных инстанций. Плавно водя указкой по карте, он расскажет о градостроительных перспективах столицы. Прозвучит волшебное слово "инвестиции". Будет сказано о необходимости повышать экономическую отдачу дорогой городской земли. Из райисполкома народные делегаты выйдут с глухим озлоблением и ясным пониманием, что остановить инвестиционный бульдозер у них никаких средств не имеется. И бизнес-центр все-таки вырастет в соседнем лесочке, заслоняя солнце.

Конфликты подобного рода в последнее время все чаще возникают на просторах синеокой. Как в городской, так и в сельской версии. Местные драмы, где сталкиваются интересы инвестора и обывателя, все чаще выплескиваются на страницы белорусских СМИ. Жители столичного Уручья протестуют против новостроек в своем и без того тесном микрорайоне. В Воложинском районе Минской области народ взбудоражен начавшимся строительством свинокомплекса. Обитатели поселка Колодищи-2 обеспокоены планами возведения ТЭЦ рядом со своими домами. Владельцы дач в Смолевичском районе до сих пор нервно реагируют на появление в окрестностях незнакомых людей. Особенно если те в деловых костюмах прогуливаются группами, рассматривают местность с возвышенности и имеют китайскую наружность.  

Есть нечто общее для всех сюжетов такого рода. Новость о грядущем инвестпроекте всегда сваливается как снег на голову. Подробностей добиться не у кого. Местная власть либо уходит от диалога, либо отделывается невразумительными объяснениями. В условиях информационного вакуума протест обывателей приобретает формы бессмысленные и судорожные. И наконец, такой протест, как правило, пытаются отформатировать под свои цели политические маргиналы.  

Внесем в тему ясность. Ничего специфически белорусского в подобных коллизиях нет. Миру давным-давно известны конфликты, в которых интересы развития региона или города входят в противоречие со сложившимся укладом жизни местных обитателей. Самый громкий сюжет последних лет, пожалуй, протесты жителей немецкого Штутгарта против строительства нового железнодорожного вокзала в центре города. Проект выглядел грандиозно даже для Германии. Речь шла о формировании транзитного узла, через который будет проходить европейская скоростная железнодорожная магистраль, соединяющая Париж с Братиславой и Будапештом. Правда, в ходе строительства предполагалось частично разрушить старый вокзал постройки 1928 года. И что особенно не нравилось горожанам, пострадал бы знаменитый Дворцовый парк. Противостояние властей и граждан достигло кульминации 30 сентября 2010 года, накануне того дня, когда в историческом парке должны были упасть первые деревья. Многотысячную демонстрацию, заблокировавшую подходы к парку, полиция разгоняла жестко, с применением слезоточивого газа, водометов и дубинок.

Не менее драматично проходила нынешней весной волна протестов в Италии - против строительства тоннеля, который должен быть проложен в Альпах согласно проекту скоростной железной дороги Турин-Париж. Недовольство местных жителей вызвало вторжение строителей в экологический оазис, что могло привести к оттоку туристов и нанести непоправимый урон окружающей среде.

Отметим, однако, важный момент. И в том, и в другом случае противники мегапроектов использовали весь диапазон мер сопротивления. От степенных парламентских слушаний до экстремистских выходок. Под полицейские дубинки в Штутгарте попали только радикалы. Законопослушные бюргеры в это же время в рамках вполне демократических процедур согласовывали позиции Deutsche Bahn (немецких железных дорог) и защитников культурного наследия.
 
В Беларуси, как кажется на первый взгляд, традиция диалога общественности и местных властей еще не выработана. Так, может, стоит перенять механизмы такого цивилизованного диалога?

Но выясняется, что мы стучимся в уже открытые двери. В стране с 2004 года действует закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь". В нем предусмотрена процедура общественного обсуждения.

"Далеко не всегда местные власти, давая зеленый свет инвестпроекту, интересуются мнением населения. В этом смысле протестующих жителей понять можно, - говорит председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко. - По сути, любая местная администрация стоит перед дилеммой: с одной стороны, закон обязывает к общественному обсуждению, с другой стороны, торопит инвестор. Деньги не любят ждать. Инвестор оказывается убедительнее. У нас сегодня отсутствует ответственность за нарушение упомянутого закона. Вот здесь, действительно, правовой пробел".

Председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, главный архитектор столицы Александр Петров видит еще один пробел законодателей. Вместе с ним листаем документ городских властей под названием "Инструкция о порядке организации и проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, вопросов благоустройства, жилищного и иного строительства в г.Минске". Хороший, демократичный документ, считает Александр Николаевич. Но есть некоторые неясности.

 "Не вполне понятно, кто является субъектом такого обсуждения, - говорит главный архитектор столицы. - По букве закона любой гражданин РБ может принять участие в обсуждении любого градостроительного вопроса на территории Беларуси. То есть житель Гродно может приехать и горячо дискутировать о застройке столичной улицы Гвардейской, к примеру. Не выглядит ли это абсурдом?"

Но самый существенный недостаток горисполкомовской инструкции - она так и не определяет, что должно явиться зафиксированным итогом общественного обсуждения. Какую правовую силу будет иметь общественная резолюция, кого и к чему обязывать? Об этом в документе ни слова.

В формировании цивилизованного механизма согласования интересов общественности и инвестора первый шаг должны сделать сами граждане, уверен Александр Петров. Участником диалога должна быть не аморфная масса запаниковавших обывателей, а юридическое лицо - товарищество собственников жилья. Совсем другой правовой вес.

Встречный шаг должны сделать и городские власти. Хотя технически и не простой. Речь идет о межевании дворовых территорий, когда за каждым конкретным домом закреплен земельный участок, необходимый для его обслуживания и функционирования. Когда это будет сделано, любое товарищество собственников жилья с точностью до сантиметра будет знать, где кончаются его права, а где начинается компетенция городских властей.

Провести такое межевание в современном белорусском городе непросто. "Сегодня у нас за домами территория закреплена только по периметру здания. Это связано с градостроительными нормами советского периода, когда проектировали и строили микрорайонами, - говорит Александр Петров. - На микрорайон рассчитывались все параметры: и озеленение, и насыщенность детскими площадками. Сегодня выделить каждому дому свою отдельную территорию практически невозможно. Поэтому наш соотечественник и привык к мысли: все, что он видит из своего окна, является его зоной интересов. И лесок, который виден вдали. И пустырь рядом с домом. На самом деле на этом пустыре еще пятнадцать лет назад генпланом было предусмотрено строительство инфраструктурного объекта".

Сколько у главного архитектора столицы таких горячих точек в городе? "Весь Минск", - не задумываясь, отвечает Александр Петров.

Белорусская столица развивается. Зажатый кольцевой дорогой Минск имеет едва ли не самую высокую плотность городского населения в Европе. Земли под новую застройку предсказуемо не хватает. Поэтому конфликты жителей и инвесторов будут воспроизводиться с неизбежностью. Тем очевиднее, что механизм согласования интересов горожан и инвесторов востребован жизнью.

Кстати, чем там все закончилось в Штутгарте? Земельным референдумом. Жители Штутгарта по-прежнему были против строительства нового железнодорожного вокзала. Но избиратели федеральной земли Баден-Вюртемберг большинством голосов проект одобрили. Общие интересы победили частные. Правда, и Deutsche Bahn пошел на серьезные уступки и компенсации горожанам.

Это тот европейский опыт, который нам в Беларуси не мешало бы проштудировать.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси