"Затраншевый" эффект
Евразийский банк развития, география которого сейчас объединяет шесть государств - Россию, Казахстан, Беларусь, Армению, Таджикистан и Кыргызстан, в этом году подводит итоги своей пятилетней работы. В Беларусь как одну из стран - участниц банка активно привлекаются его ресурсы с помощью различных инструментов финансирования. Это как кредиты на реализацию инвестиционных проектов, так и финансовый кредит на поддержку платежного баланса из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В ноябре Беларусь ожидает перечисления второго транша кредита Антикризисного фонда в размере $440 млн.
Как сообщил корреспонденту БЕЛТА во время первого "Евразийского фестиваля" в Алматы, посвященного пятилетию ЕАБР, заместитель председателя правления Евразийского банка развития Сергей Шаталов, на данный момент из средств Антикризисного фонда предоставлено два кредита, в том числе Беларуси, есть заявки еще на два - на поддержку бюджета от Кыргызстана и Армении.
Финансовый кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС - это инструмент, очень похожий на стабилизационные программы МВФ или кредиты Всемирного банка на поддержку развития. То есть это нецелевые кредиты, они направляются в бюджет - в Беларуси, например, на поддержку платежного баланса и пополнение золотовалютных резервов. В любом случае этот кредит проходит через бюджет страны. Причем кредиты из Антикризисного фонда предоставляются только в том случае, если правительство само подготовило антикризисную программу. В случае с Беларусью и Таджикистаном финансовые кредиты были выданы под конкретные программы, которые были разработаны правительствами и центральными банками этих стран. "Это очень важно. Прийти извне с ресурсами и диктовать какие-либо условия для того, чтобы страна вышла из кризиса, нельзя. Такие навязанные программы никогда не работают. Работают только те программы, которые разработаны самим заемщиком. Их банк и поддерживает", - отметил Сергей Шаталов.
Не стоит ожидать, что кредитное финансирование дефицита бюджета или платежного баланса может быть предоставлено без условий, потому что это только продлит кризис и проблемы и произведет структурную деформацию экономики страны. Обязательно должны быть стабилизационные меры. Это не условия, а те меры, которые само правительство страны считает необходимым осуществить. Беларусь взяла на себя обязательства по каждому траншу кредита. Общий размер кредита Антикризисного фонда для Беларуси - $3 млрд. Соглашением предусмотрено поступление средств в республику шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. был отправлен в Беларусь 21 июня.
На данном этапе унификация курса в Беларуси - абсолютно ключевое достижение, считает Сергей Шаталов. По поводу того, важно ли, что унификация на рыночной основе валютного курса произошла 20 октября, а не 20 июня, он сказал, что конкретное время конкретной меры - это дело правительства, которое реализует стабилизационную программу. Сейчас ЕАБР позитивно оценивает и считает правильными те шаги, которые были сделаны в плане повышения независимости Нацбанка Беларуси, передачи от Нацбанка не свойственных ему видов экономической деятельности и не свойственных ему активов. Это все прописано в матрице, которую правительство направило в Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Данные меры позволят Нацбанку осуществлять независимую, эффективную и ответственную денежно-кредитную политику. Важным является и процесс передачи госпрограмм, в рамках которых велось кредитование, созданному Банку развития Беларуси.
Есть еще очевидное достижение - выполнение показателя по чистым международным резервам. Кроме того, Сергей Шаталов подчеркнул, что эффективность, с которой в течение 2011 года управляется бюджетная системы страны, достойна уважения. Сейчас в Беларуси значительный профицит бюджета. Это большой плюс, это резерв, за счет которого государство может помочь малообеспеченным слоям населения. Кроме того, эти средства позволяют поддержать национального производителя.
В то же время беспокойство вызывает то, что на данный момент прогнозируемый темп инфляции вырос - как по причине девальвации, так и под влиянием до сих пор чрезмерного льготного кредитования по программам. По итогам трех кварталов 2011 года прирост такого кредитования даже немного превысил уровень за аналогичный период 2010 года, отметил Сергей Шаталов.
Все страны используют льготное стимулирование экономики как антикризисный инструмент. Но это можно делать до определенного предела, который в Беларуси был превышен. Чрезмерное кредитование при реальных ставках ниже уровня инфляции привело к тому, что отрасли, которые не генерируют валюту, то есть неэкспортные, стали очень быстро расширяться. Как результат - растущий дефицит баланса по текущим операциям.
В целом Беларусь не находится в острой фазе кризиса, подчеркнул Сергей Шаталов. Беларусь платежеспособна, имеет профицит бюджета и очень низкий государственный долг. "Это не август 1998 года в России, это не крах. Ситуация сложная, потому что объем антикризисного стимулирования оказался выше, чем экономика страны могла себе позволить. Но когда корректировка произойдет, экономика сама выйдет на устойчивый рост", - подчеркнул эксперт.
В отношении сроков перечисления Беларуси второго транша кредита он отметил: "Сейчас мы изучаем ситуацию. По некоторым из индикаторов, которые включены в перечень по второму траншу, мы увидим прогресс в течение ноября, возможно, даже первой недели ноября. Однако перечисление какой-то суммы на неделю раньше или на неделю позже - это менее важно, чем наличие конкретных шагов правительства по корректировке сложившихся дисбалансов". Правительство и Нацбанк Беларуси каждую неделю делают важные шаги, подчеркнул он.
Сергей Шаталов также отметил, что Беларусь - одна из интереснейших в смысле экспортного, промышленного, инновационного потенциала. Если дисбалансы скорректировать, то конкурентоспособность белорусских производителей будет очень высокой. С середины этого года производительность труда в Беларуси стала обгонять рост реальной заработной платы, таким образом, белорусская производительность становится все более и более конкурентоспособной.
Из средств Антикризисного фонда финансируются и инвестиционные кредиты. В данном случае речь идет о проектах с очень длинными сроками окупаемости и не очень высокой рентабельностью. Сейчас в планах Антикризисного фонда 7 таких кредитов пяти странам, за исключением России, которая не намерена в ближайшее время привлекать средства Антикризисного фонда. Остальные страны (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) планируют. Общая их сумма - $1,6 млрд. Проекты находятся на разных стадиях подготовки, но работа ведется над всеми.
Всего в настоящее время Евразийский банк развития финансирует около 40 инвестпроектов. Размер накопленного инвестиционного портфеля - свыше $3 млрд., рассказал председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов.
"Евразийский банк развития - интеграционный банк, и свою миссию мы реализуем с помощью конкретных инструментов, - подчеркнул Игорь Финогенов. - В первую очередь ЕАБР работает как банк проектного финансирования, способствующий расширению взаимной торговли и взаимных инвестиций". Все инвестиционные проекты банка носят интеграционный характер и содействуют экономическому развитию каждого из государств-участников, инфраструктурному развитию и диверсификации их экономики.
В текущем году банк приступил к финансированию новых крупных инвестиционных проектов в государствах-участниках. В Беларуси это строительство Полоцкой ГЭС и Осиповичского вогоностроительного завода. Также в третьем квартале 2011 года инвестиционный портфель банка пополнил проект по участию в клубном финансировании ОАО "Паритетбанк".
На 1 октября текущий инвестиционный портфель банка составлял $2,5 млрд., балансовый портфель - свыше $1,3 млрд. С 1 января они увеличились на $313 млн. и $280 млн. соответственно.
На сегодня инвестиционный портфель банка обладает потенциалом генерации взаимных торговых потоков в объеме около $958 млн. в год. Рост взаимных инвестиций, обеспеченный реализуемыми банком проектами, составляет более $1 млрд.
"Новая стратегия ЕАБР на 2011-2013 годы включает задачи по достижению не только интеграционных, но и социально-экономических эффектов от реализации проектов", - отметил Игорь Финогенов. Банк планирует участвовать в долгосрочных инвестиционных программах и проектах, направленных на экономическое развитие государств - участников банка и углубление торгово-экономического сотрудничества между ними, расширять сферу своей деятельности как географически, так и через диверсификацию линейки предлагаемых финансовых инструментов. Безусловно, деятельность банка будет также направлена на решение задач государств-участников по преодолению последствий мирового финансового кризиса и созданию условий для их устойчивого экономического развития.
Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, учрежденной в январе 2006 года для содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5 млрд. Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере $8,513 млрд. был учрежден 9 июня 2009 года правительствами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Целью фонда является содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Государства - участники Антикризисного фонда наделили ЕАБР функциями управляющего средствами фонда.
Наталья МАТВЕЕВА
Евразийский банк развития, география которого сейчас объединяет шесть государств - Россию, Казахстан, Беларусь, Армению, Таджикистан и Кыргызстан, в этом году подводит итоги своей пятилетней работы. В Беларусь как одну из стран - участниц банка активно привлекаются его ресурсы с помощью различных инструментов финансирования. Это как кредиты на реализацию инвестиционных проектов, так и финансовый кредит на поддержку платежного баланса из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В ноябре Беларусь ожидает перечисления второго транша кредита Антикризисного фонда в размере $440 млн.
Как сообщил корреспонденту БЕЛТА во время первого "Евразийского фестиваля" в Алматы, посвященного пятилетию ЕАБР, заместитель председателя правления Евразийского банка развития Сергей Шаталов, на данный момент из средств Антикризисного фонда предоставлено два кредита, в том числе Беларуси, есть заявки еще на два - на поддержку бюджета от Кыргызстана и Армении.
Финансовый кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС - это инструмент, очень похожий на стабилизационные программы МВФ или кредиты Всемирного банка на поддержку развития. То есть это нецелевые кредиты, они направляются в бюджет - в Беларуси, например, на поддержку платежного баланса и пополнение золотовалютных резервов. В любом случае этот кредит проходит через бюджет страны. Причем кредиты из Антикризисного фонда предоставляются только в том случае, если правительство само подготовило антикризисную программу. В случае с Беларусью и Таджикистаном финансовые кредиты были выданы под конкретные программы, которые были разработаны правительствами и центральными банками этих стран. "Это очень важно. Прийти извне с ресурсами и диктовать какие-либо условия для того, чтобы страна вышла из кризиса, нельзя. Такие навязанные программы никогда не работают. Работают только те программы, которые разработаны самим заемщиком. Их банк и поддерживает", - отметил Сергей Шаталов.
Не стоит ожидать, что кредитное финансирование дефицита бюджета или платежного баланса может быть предоставлено без условий, потому что это только продлит кризис и проблемы и произведет структурную деформацию экономики страны. Обязательно должны быть стабилизационные меры. Это не условия, а те меры, которые само правительство страны считает необходимым осуществить. Беларусь взяла на себя обязательства по каждому траншу кредита. Общий размер кредита Антикризисного фонда для Беларуси - $3 млрд. Соглашением предусмотрено поступление средств в республику шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. был отправлен в Беларусь 21 июня.
На данном этапе унификация курса в Беларуси - абсолютно ключевое достижение, считает Сергей Шаталов. По поводу того, важно ли, что унификация на рыночной основе валютного курса произошла 20 октября, а не 20 июня, он сказал, что конкретное время конкретной меры - это дело правительства, которое реализует стабилизационную программу. Сейчас ЕАБР позитивно оценивает и считает правильными те шаги, которые были сделаны в плане повышения независимости Нацбанка Беларуси, передачи от Нацбанка не свойственных ему видов экономической деятельности и не свойственных ему активов. Это все прописано в матрице, которую правительство направило в Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Данные меры позволят Нацбанку осуществлять независимую, эффективную и ответственную денежно-кредитную политику. Важным является и процесс передачи госпрограмм, в рамках которых велось кредитование, созданному Банку развития Беларуси.
Есть еще очевидное достижение - выполнение показателя по чистым международным резервам. Кроме того, Сергей Шаталов подчеркнул, что эффективность, с которой в течение 2011 года управляется бюджетная системы страны, достойна уважения. Сейчас в Беларуси значительный профицит бюджета. Это большой плюс, это резерв, за счет которого государство может помочь малообеспеченным слоям населения. Кроме того, эти средства позволяют поддержать национального производителя.
В то же время беспокойство вызывает то, что на данный момент прогнозируемый темп инфляции вырос - как по причине девальвации, так и под влиянием до сих пор чрезмерного льготного кредитования по программам. По итогам трех кварталов 2011 года прирост такого кредитования даже немного превысил уровень за аналогичный период 2010 года, отметил Сергей Шаталов.
Все страны используют льготное стимулирование экономики как антикризисный инструмент. Но это можно делать до определенного предела, который в Беларуси был превышен. Чрезмерное кредитование при реальных ставках ниже уровня инфляции привело к тому, что отрасли, которые не генерируют валюту, то есть неэкспортные, стали очень быстро расширяться. Как результат - растущий дефицит баланса по текущим операциям.
В целом Беларусь не находится в острой фазе кризиса, подчеркнул Сергей Шаталов. Беларусь платежеспособна, имеет профицит бюджета и очень низкий государственный долг. "Это не август 1998 года в России, это не крах. Ситуация сложная, потому что объем антикризисного стимулирования оказался выше, чем экономика страны могла себе позволить. Но когда корректировка произойдет, экономика сама выйдет на устойчивый рост", - подчеркнул эксперт.
В отношении сроков перечисления Беларуси второго транша кредита он отметил: "Сейчас мы изучаем ситуацию. По некоторым из индикаторов, которые включены в перечень по второму траншу, мы увидим прогресс в течение ноября, возможно, даже первой недели ноября. Однако перечисление какой-то суммы на неделю раньше или на неделю позже - это менее важно, чем наличие конкретных шагов правительства по корректировке сложившихся дисбалансов". Правительство и Нацбанк Беларуси каждую неделю делают важные шаги, подчеркнул он.
Сергей Шаталов также отметил, что Беларусь - одна из интереснейших в смысле экспортного, промышленного, инновационного потенциала. Если дисбалансы скорректировать, то конкурентоспособность белорусских производителей будет очень высокой. С середины этого года производительность труда в Беларуси стала обгонять рост реальной заработной платы, таким образом, белорусская производительность становится все более и более конкурентоспособной.
Из средств Антикризисного фонда финансируются и инвестиционные кредиты. В данном случае речь идет о проектах с очень длинными сроками окупаемости и не очень высокой рентабельностью. Сейчас в планах Антикризисного фонда 7 таких кредитов пяти странам, за исключением России, которая не намерена в ближайшее время привлекать средства Антикризисного фонда. Остальные страны (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) планируют. Общая их сумма - $1,6 млрд. Проекты находятся на разных стадиях подготовки, но работа ведется над всеми.
Всего в настоящее время Евразийский банк развития финансирует около 40 инвестпроектов. Размер накопленного инвестиционного портфеля - свыше $3 млрд., рассказал председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов.
"Евразийский банк развития - интеграционный банк, и свою миссию мы реализуем с помощью конкретных инструментов, - подчеркнул Игорь Финогенов. - В первую очередь ЕАБР работает как банк проектного финансирования, способствующий расширению взаимной торговли и взаимных инвестиций". Все инвестиционные проекты банка носят интеграционный характер и содействуют экономическому развитию каждого из государств-участников, инфраструктурному развитию и диверсификации их экономики.
В текущем году банк приступил к финансированию новых крупных инвестиционных проектов в государствах-участниках. В Беларуси это строительство Полоцкой ГЭС и Осиповичского вогоностроительного завода. Также в третьем квартале 2011 года инвестиционный портфель банка пополнил проект по участию в клубном финансировании ОАО "Паритетбанк".
На 1 октября текущий инвестиционный портфель банка составлял $2,5 млрд., балансовый портфель - свыше $1,3 млрд. С 1 января они увеличились на $313 млн. и $280 млн. соответственно.
На сегодня инвестиционный портфель банка обладает потенциалом генерации взаимных торговых потоков в объеме около $958 млн. в год. Рост взаимных инвестиций, обеспеченный реализуемыми банком проектами, составляет более $1 млрд.
"Новая стратегия ЕАБР на 2011-2013 годы включает задачи по достижению не только интеграционных, но и социально-экономических эффектов от реализации проектов", - отметил Игорь Финогенов. Банк планирует участвовать в долгосрочных инвестиционных программах и проектах, направленных на экономическое развитие государств - участников банка и углубление торгово-экономического сотрудничества между ними, расширять сферу своей деятельности как географически, так и через диверсификацию линейки предлагаемых финансовых инструментов. Безусловно, деятельность банка будет также направлена на решение задач государств-участников по преодолению последствий мирового финансового кризиса и созданию условий для их устойчивого экономического развития.
Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, учрежденной в январе 2006 года для содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5 млрд. Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере $8,513 млрд. был учрежден 9 июня 2009 года правительствами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Целью фонда является содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Государства - участники Антикризисного фонда наделили ЕАБР функциями управляющего средствами фонда.
Наталья МАТВЕЕВА