ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Есть даты, навечно остающиеся в памяти каждого народа. Как правило, они - свидетельство либо исторических побед, либо грандиозных трагедий. И при этом между ними нет четких границ, они вплетены в единое полотно жизни, ведь летопись любой трагедии заканчивается хроникой возрождения. В этом и заключается жизнестойкость каждой нации. Свидетельство тому - 25 постчернобыльских лет, на протяжении которых Беларусь идет по тернистому пути преодоления последствий катастрофы маршрутом от трагедии - к возрождению, чтобы не выживать, а жить!
Как это было... В ходе экспериментального испытания турбогенератора 4-го блока Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 40 секунд по московскому времени началось катастрофически быстрое увеличение мощности реактора. Два последовавших за этим тепловых взрыва привели к разрушению реактора, реакторного блока и машинного зала станции... Чернобыльский взрыв, равнозначный 50 сброшенным на Хиросиму атомным бомбам, нанес жесточайший удар по судьбам миллионов человек.
В те уже далекие от нас апрельские дни масштабы невиданной ранее катастрофы не могли оценить в полной мере. Надо признать, были и попытки скрыть от людей информацию о взрыве и о мерах защиты от радиации, и непозволительная медлительность в принятии решений, и неизбежные ошибки (это позже опыт Чернобыля лег в основу мер безопасности стран - пользователей атомной энергии, а тогда все было впервые). Были и политические спекуляции (они, как известно, вечные спутники трагедий: всегда находятся желающие поднять мутную волну и подскочить повыше на ее гребне, возьмите хотя бы ситуацию после взрыва в столичном метро). Но было и кардинально противоположное - многолетняя целенаправленная мобилизация ресурсов и человеческого потенциала на преодоление последствий Чернобыля.
Посещая в праздник Пасхи храм Святителя Николая Чудотворца в городе Петриков (Гомельская область) 24 апреля нынешнего года, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что за 25 лет "сделано немало, однако предстоит еще много работы, чтобы вернуть загрязненные земли к жизни".
Авария на ЧАЭС - самый крупный техногенный инцидент глобального масштаба, приведший к многоаспектным последствиям не только радиоэкологического, но и социально-экономического, медико-психологического характера. Так случилось, что тяжесть Чернобыля для Беларуси оказалась значительно большей, чем для соседних государств. Превышение плотности загрязнения цезием-137 величины 37 кБк/кв.м (критерий отнесения территорий к зоне радиоактивного загрязнения) было установлено на 46,5 тыс.кв.км в шести областях Беларуси. А это - 23% территории республики! Черным крылом радиации накрыло свыше 3,6 тыс. населенных пунктов, в том числе 27 городов, где проживали 2,2 млн. человек - почти каждый пятый белорус. Впрочем, не осталось ни одного жителя страны, которого бы в той или иной мере не затронула "чернобыльская быль".
Суммарный ущерб, нанесенный нашей стране чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период преодоления ее последствий, оценивается в $235 млрд., что равно 32 бюджетам республики 1985 года.
На первом этапе после аварии в целях радиационной защиты населения были эвакуированы 24,7 тыс. человек, в последующем переселены 113 тыс. человек. Таким образом, за послеаварийный период переселенцами стали 137,7 тыс. жителей из наиболее загрязненных 470 населенных пунктов Гомельской и Могилевской областей. Было закрыто 9 перерабатывающих заводов агропромышленного комплекса, 54 колхоза и совхоза. Резко сократились посевные площади и валовой сбор сельскохозяйственных культур, существенно уменьшилось поголовье скота. В зоне радиоактивного загрязнения опустели школы, детские сады, больницы. Сотни хуторов и деревень превратились в запретную зону, которая оживает только раз в год: на Радуницу переселенцы-чернобыльцы из разных уголков республики приезжают на малую родину поклониться могилам близких...
Преодоление последствий чернобыльской катастрофы было и остается задачей государственной значимости для Беларуси. Напомним, 28 июля 1992 года Президиум Совета Министров БССР одобрил первую чернобыльскую госпрограмму на 1993-1995 годы и на период до 2000 года, в которой упор был сделан на минимизацию и преодоление последствий катастрофы. С тех пор такие комплексные документы принимаются в республике каждые пять лет. Уже полностью реализованы четыре госпрограммы, на их выполнение израсходовано $19,6 млрд. А ведь эти деньги, как сказал Президент Александр Лукашенко, "из воздуха не берутся, мы должны заработать их и аккумулировать".
Белорусский лидер неоднократно подчеркивал, что считает приоритетным решение на государственном уровне чернобыльских проблем. На каждую годовщину трагических событий резиденция Президента на несколько дней перемещается на чернобыльское Полесье. Рабочие поездки главы государства в регионы, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, стали уже традицией. Люди ждут приезда главы государства - для них это возможность напрямую задать тревожащие вопросы, рассказать и показать свои достижения, поделиться проблемами. Результативность рабочих поездок велика: они становятся импульсом к ликвидации имеющихся болевых точек, принятию конкретных мер, важных решений по улучшению ситуации. Таким образом, ежегодно люди получают дополнительное подтверждение тому, что для Президента ни одна из их проблем не является "мелочью", что в отношении к живущим здесь людям нет формализма или показухи.
Не исключение и 25-летняя годовщина чернобыльской трагедии. Александр Лукашенко верен себе - в эти дни глава государства вновь вместе с жителями пострадавших от Чернобыля регионов (25 апреля посещает Лунинецкий район Брестской области). Здесь идет нормальная жизнь, рождаются дети, строятся школы и медучреждения, развивается сельское хозяйство и местная промышленность. Таков результат плановых широкомасштабных мер по реабилитации всех чернобыльских регионов.
Вопреки мрачным прогнозам скептиков сначала была научно обоснована, а потом и подтверждена на практике возможность получения сельхозпродукции в пределах действующих нормативов по содержанию радионуклидов стронция-90. Было внедрено новое направление развития агропромышленного комплекса на пострадавших территориях - переспециализация наиболее загрязненных СПК. В перепрофилированных хозяйствах развиваются те виды деятельности, которые приводят к меньшему накоплению радионуклидов в получаемой продукции. Последовательная реализация комплекса защитных мер в сельском хозяйстве обеспечила производство пригодной для использования продукции, в том числе в частном секторе. Не лишним будет заметить, что в государственной торговле и общественном питании с 1999 года не регистрировались пищевые продукты с содержанием радионуклидов, превышающим допустимые уровни. Выполнение мероприятий по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения содействовало созданию безопасных условий труда, получению нормативно-чистой лесной продукции.
Особое внимание в государстве уделяется медицинскому обеспечению участников ликвидации аварии и пострадавшего населения. Базисом для этого служит специальная диспансеризация как способ раннего выявления заболеваний и проведения своевременного лечения. Ежегодно бесплатное обследование проходят около 1,4 млн. человек. Разработанная учеными и финансируемая за счет госбюджета система медицинского наблюдения, диспансеризации, диагностики и лечения заболеваний, оздоровления и санаторно-курортного лечения позволяет в определенной мере компенсировать ущерб здоровью, нанесенный чернобыльской катастрофой.
В загрязненных районах построены объекты здравоохранения на 4,7 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 21,5 тыс. посещений в смену, детские дошкольные учреждения на 18,5 тыс. мест, школы почти на 47 тыс. ученических мест. А это, как вы понимаете, масштабные капиталовложения для нашей страны, и деньги эти приходится зарабатывать своим трудом и своим умом.
Госпрограммы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС предусматривают санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, в первую очередь детей и подростков. Полностью обеспечивается ввод объектов, запланированных президентскими программами "Дети Беларуси" (подпрограмма "Дети Чернобыля").
Одна из важнейших составляющих сохранения и укрепления здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях, - рациональное сбалансированное питание. Все учащиеся средних образовательных учреждений в пострадавших регионах обеспечиваются по месту обучения в течение учебного года бесплатным питанием. Кстати, аналогичной льготы нет ни в России, ни в Украине.
В области социально-экономической реабилитации пострадавших регионов важнейшим является создание нормальных условий проживания людей. За постчернобыльский период для переселенцев построено около 5 млн.кв.м жилья, свыше 66 тыс. квартир и домов приусадебного типа, в том числе 239 поселков с необходимой инфраструктурой и предприятиями сервиса в чистых районах.
Для улучшения социальных и санитарно-бытовых условий проживания людей газифицировано 7 тыс. 652 индивидуальных жилых дома в наиболее загрязненных населенных пунктах, проложено 2 тыс. 370,6 км газопроводов. Для обеспечения населения качественной питьевой водой построено более 2 тыс.км водопроводных сетей.
В связи с необходимостью комплексного решения долговременных задач радиационной и социальной защиты населения, дальнейшего снижения риска неблагоприятных последствий чернобыльской катастрофы для здоровья граждан утверждена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2016 годы и на период до 2020 года. На ее реализацию предусматривается направить Br6,8 трлн. Главные цели программы - содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию, дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья пострадавших граждан.
Пятая по счету чернобыльская госпрограмма, как и предыдущие, имеет социальную направленность. На соцзащиту, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровление предусматривается на пятилетие Br3 трлн. (43,4%). На социально-экономическое развитие пострадавших регионов будет направлено Br2,8 трлн. (41,9%), на радиационную защиту территорий и населения - Br0,87 трлн. (13,6%). Что касается научного обеспечения и совершенствования информационной работы по проблемам, вызванным катастрофой на ЧАЭС, то на эти цели предусмотрено Br0,07 трлн.
Впервые в госпрограмме предусматривается реализация 76 специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, создание современных производств, обеспечивающих разработку и выпуск самоокупаемой и рентабельной продукции, а также более привлекательных условий жизнедеятельности населения. Финансирование проектов планируется за счет средств республиканского бюджета с привлечением других источников (собственные средства организаций, ассигнования местного бюджета, заемные средства, включая иностранные инвестиции, средства других государственных и отраслевых программ).
В ходе реализации специальных проектов предусматривается восстановление и дальнейшее развитие социально-экономического потенциала загрязненных территорий. Будут внедряться современные технологии производства и переработки продукции, дальнейшее развитие получит племенная база мясного и молочного скотоводства и семеноводства. Предусматривается модернизация и техническое переоснащение производств, а также создание новых производств для переработки имеющихся в пострадавших регионах природных сырьевых ресурсов. На более высокий уровень будет поднята инфраструктура, необходимая для обеспечения привлекательных условий жизнедеятельности людей, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения.
Беларусь - страна, которая рада поддержке извне и выражает благодарность за помощь международным организациям и другим государствам, но при этом привыкла рассчитывать преимущественно на свои силы. Государство несет и будет нести ответственность за благополучие и благосостояние своих граждан, чья судьба оказалась под ударом мирного атома 25 лет назад.