Традиционной белорусской экономике с ее принципами и подходами к извлечению прибыли все сложнее удерживать конкурентные преимущества на мировом рынке. К такому выводу пришли белорусские ученые, и их резюме вряд ли может обнадежить. Но осознание этого факта заставляет задуматься о том, что же ожидает нас в будущем. Очевидно, что страна нуждается в новой экономической политике, сохраняющей преимущества базовой. Наиболее оптимальный вариант - чтобы решения экономических проблем опирались на строго научный, системный подход, солидарную позицию ученых и практиков страны. С этой целью разработана Концепция "Беларусь 2020: наука и экономика". Об особенностях проекта этого документа в разговоре с корреспондентом БЕЛТА рассуждал директор Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси, кандидат экономических наук, доцент Сергей Дедков.
"БЕЛАРУСЬ 2020": УНИКАЛЬНОСТЬ
Проект Концепции размещается более чем на 130 страницах, и окончательный ее вариант пока не готов. В документ периодически вносятся корректировки, которые по мере работы предлагают министерства и ведомства, научные институты, вузы, общественные объединения. Так что Концепция все еще в работе, однако в ближайшей перспективе выйдет окончательный вариант.
Можно бесконечно восхвалять разного рода и толка экономические документы, но понимающим людям всегда хочется услышать факты, свидетельствующие в пользу уникальности документа.
Итак, факт первый: никогда раньше Концепция развития страны на следующее пятилетие не разрабатывалась более чем за два года до его начала. Факт второй: никогда раньше к созданию такого рода документа настолько плотно не подключались ученые Академии наук, системы образования и отраслевой науки. Факт третий (наиболее значимый): разработчики Концепции пытаются обозначить приоритеты развития страны в следующем пятилетии с точки зрения науки и определить, что может сделать белорусская наука для решения актуальных проблем экономики. При этом остается неизменной общая цель - рост качества и уровня жизни людей. "Документ содержит свежий взгляд на процессы социально-экономического развития, а также ответы на вопросы о том, каким образом может наука сформировать новый облик Беларуси к 2020 году", - пояснил Сергей Дедков.
Анализ состояния и тенденций развития мировой и отечественной науки, приведенный в Концепции, показал, что исследования и достижения белорусских ученых в целом находятся в тренде. "Это касается и направлений исследований, и во многом качества их результатов, что позволяет рассчитывать на конвертацию научных достижений в новые товары и рыночные преимущества", - пояснил представитель НАН.
Но какие конкретно рекомендации к действиям предписывает Концепция?
СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
Как отметил эксперт, экономика, основанная на наращивании производства за счет роста потребления ресурсов, прямом администрировании и значительных объемах средств, которые перераспределяются через бюджет, исчерпала себя. "Нужно формировать новую парадигму. Экономика знаний, инновационная экономика, зеленая экономика, высокая конкурентоспособность и качество жизни - вот категории, которые должны стать основой Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы", - пояснил Сергей Дедков.
В условиях работы по правилам ВТО, на фоне экспансии недорогой продукции, произведенной в странах Юго-Восточной Азии под известными мировыми брендами, продукция белорусских производителей теряет преимущества и по качеству, и по цене. "Более того, никакое преимущество не длится вечно и даже долго. Рост складских запасов в Беларуси связан с низким качеством, высокой налоговой нагрузкой, дороговизной кредитов и неэффективностью товаропроводящих сетей. Хотя на словах торговлей занимаются практически все министерства и ведомства, местные органы власти, дипломатические и торговые представительства, Торгово-промышленная палата и многочисленные коммерческие структуры", - подчеркнул собеседник. В этой связи он заметил, что в стране необходимо стимулировать рост конкурентоспособности предприятий за счет инновационной деятельности и агрессивного освоения новых рынков сбыта.
Корректировка экономической политики, в свою очередь, требует формирования новой структуры собственности, создания более тонких механизмов госрегулирования, перехода к индикативному планированию, развития фондового рынка, пересмотра механизмов господдержки, делегирования полномочий по принятию решений непосредственно рыночным субъектам. "Ведь покупатель сам принимает решение что купить, а вопрос "Что и сколько производить?" за предприятие пытается решать чиновник. Зарплата и карьера руководителя должна зависеть от экономических результатов его предприятия, а не от формального выполнения показателей", - убежден Сергей Дедков.
"Закон рынка прост - спрос рождает предложение. Но и спрос можно формировать - на инновационную, экологически чистую, высокотехнологичную продукцию, - продолжил он. - То же касается и спроса на наши активы у зарубежных инвесторов. Поэтому особое внимание Концепция уделяет повышению качества продукции и наукоемкости технологий в традиционных отраслях для повышения рентабельности и капитализации белорусских производств. Это поможет вывести производства на фондовый рынок и привлечь стратегических инвесторов".
В Концепции отмечается, что формирование новых секторов экономики, основанных на био-, нано- и IT-технологиях, существенном увеличении доли услуг в ВВП, невозможно без совершенствования всех элементов национальной инновационной системы - с соответствующим кадровым, финансовым и правовым обеспечением - и перехода на этой основе к новой экономической политике, которая должна эволюционным путем заменить действующую, сохранив все ее достоинства.
ОТТОК КАПИТАЛА В НАСТОЯЩЕМ - ЕГО ПРИТОК В БУДУЩЕМ
В Концепции говорится, что Беларуси необходимо активно включиться в процесс взаимовыгодной интеграции через заключение стратегических альянсов и многосторонних преференциальных соглашений. Это будет способствовать реализации прорывных проектов на базе передовых технологий.
"Компании, успешно работающие на мировых рынках, воспринимаются как символ успеха страны их происхождения. Поэтому важно продвигать отечественные предприятия в третьи страны, формировать устойчивый имидж Беларуси через качество работы тех фирм, которые ее представляют. Необходимо создавать условия и активно идти со своими инвестициями в другие страны и регионы", - считает Сергей Дедков.
Экспорт капитала - более сложная, но и более прибыльная форма бизнеса по сравнению с международной торговлей, поскольку появляется возможность наряду с торговой прибылью получать предпринимательский доход. "Товарные схемы теряют актуальность, торговый и финансовый капитал активно интегрируется. Практически невозможно продать, не проинвестировав импортера. Это стратегия для достижения победы в борьбе за рынки", - убежден ученый.
При этом каждое экономическое управленческое решение должно быть обосновано, а риски сведены к минимуму. Для такой специфической деятельности необходимо формировать корпус компетентных специалистов, которыми Беларусь располагает в достаточном количестве, отмечается в Концепции. Важно только снять ненужные ограничения на работу менеджеров - валовые показатели, излишняя отчетность и т.п. Доходы менеджеров должны напрямую зависеть от эффективности производства, качества и рыночной позиции продукции.
ЕЩЕ РАЗ О ПЛЮСАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Разработчики Концепции обращают внимание: одной из ключевых предпосылок устойчивого развития Беларуси является региональная экономическая интеграция - в рамках Таможенного союза и формируемого Евразийского экономического союза (ЕЭС). "Принятые в ТС/ЕЭП интеграционные меры создают предпосылки для активного продвижения идеи главы государства - "интеграции интеграций". В соответствии с ней Беларусь, Россия и Казахстан будут постепенно сближать крупнейшие европейские рынки на базе единой интеграционной платформы. Этот проект должен привести к формированию экономического пространства с едиными правилами игры от Атлантики до Тихого океана", - отметил Сергей Дедков. Необходимым элементом при этом будет преобладание позитивных эффектов общего рынка над возможными негативными последствиями его образования. Параллельно будет налаживаться взаимодействие ЕЭС с интеграционными объединениями в Азии и Африке. Собеседник также отметил: новизна Концепции и в том, что практически все предлагаемые в ней приоритеты включают интеграционные аспекты, учитывают положительные и отрицательные моменты работы Беларуси в ЕЭС.
Главной линией Беларуси на международной арене является соблюдение принципа многовекторности. Согласно Концепции, в отношениях с внешним миром Беларусь будет поддерживать баланс между участием в интеграционных процессах и функционированием в качестве независимого государства, при этом активно включаясь в деятельность универсальных и специализированных, глобальных и региональных организаций и интеграционных объединений.
Документ исходит из того, что главным фактором устойчивого развития является научно-технический прогресс. Поэтому большая группа приоритетов - это технологии высших укладов: нанотехнологии и наноматериалы, био- и фармтехнологии, космические и IT-технологии, лазерно-оптические и оптоэлектронные технологии. "Развитие таких производств дает шанс Беларуси в отдельных нишах мирового рынка реализовать стратегию опережающего развития: создать растущие рынки, получить на них конкурентное преимущество и монопольную прибыль", - убежден ученый.
Кроме того, важным этапом, который предстоит пройти стране, является самостоятельное вступление в ВТО.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОБРАЗОВАННЫХ КАДРАХ
Еще один момент, обозначенный в Концепции, связан с кадровым обеспечением тех самых высокотехнологичных производств. По сути, залог успеха в конкуренции заключается в высочайшем уровне менеджмента, в связи с чем Национальная академия наук выступает с предложением о создании Евразийского академического университета под патронажем Совета Министров Беларуси и Евразийской экономической комиссии. "Эту идею можно реализовать в контексте формирования Евразийского экономического союза", - считает Сергей Дедков.
В части кадрового обеспечения инновационной экономики документом предусмотрены совершенствование системы образования и подготовки кадров высшей научной квалификации, использование инновационного потенциала молодежи.
А РЕЗУЛЬТАТ?
Помимо всего прочего Концепция предполагает развитие системы государственных мер принуждения к инновациям предприятий всех форм собственности. Планируется, в частности, что будут ужесточены требования к качеству и безопасности продукции, введены технические регламенты и стандарты мирового уровня, экологические, ресурсосберегающие и другие требования.
В соответствии с Концепцией повышение производительности труда по валовой добавленной стоимости до среднеевропейского уровня будет достигаться путем оптимизации числа и технической вооруженности рабочих мест (имеется в виду сокращение малопроизводительного вспомогательного персонала, рост численности и качества конструкторов, технологов, маркетологов). Кроме того, возможно, из состава организаций будут выведены непрофильные активы (включая объекты социальной инфраструктуры). Ученые также считают необходимым развивать аутсорсинг по тем видам деятельности, где имеются внешние компании - более эффективные, чем внутренние.
Если "Беларусь 2020" будет внедрена в жизнь, а программные документы, разработанные на ее основе, - реализованы, планируется увеличение к 2020 году удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 22-23%. Рост доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, может достичь 44%.
В то же время объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) должен вырасти до $12 млрд. В свою очередь уровень внутренних затрат на исследования и разработки по преимуществу за счет внебюджетных средств повысится до 2,5-2,9% ВВП.
"БЕЛАРУСЬ 2020": УНИКАЛЬНОСТЬ
Проект Концепции размещается более чем на 130 страницах, и окончательный ее вариант пока не готов. В документ периодически вносятся корректировки, которые по мере работы предлагают министерства и ведомства, научные институты, вузы, общественные объединения. Так что Концепция все еще в работе, однако в ближайшей перспективе выйдет окончательный вариант.
Можно бесконечно восхвалять разного рода и толка экономические документы, но понимающим людям всегда хочется услышать факты, свидетельствующие в пользу уникальности документа.
Итак, факт первый: никогда раньше Концепция развития страны на следующее пятилетие не разрабатывалась более чем за два года до его начала. Факт второй: никогда раньше к созданию такого рода документа настолько плотно не подключались ученые Академии наук, системы образования и отраслевой науки. Факт третий (наиболее значимый): разработчики Концепции пытаются обозначить приоритеты развития страны в следующем пятилетии с точки зрения науки и определить, что может сделать белорусская наука для решения актуальных проблем экономики. При этом остается неизменной общая цель - рост качества и уровня жизни людей. "Документ содержит свежий взгляд на процессы социально-экономического развития, а также ответы на вопросы о том, каким образом может наука сформировать новый облик Беларуси к 2020 году", - пояснил Сергей Дедков.
Анализ состояния и тенденций развития мировой и отечественной науки, приведенный в Концепции, показал, что исследования и достижения белорусских ученых в целом находятся в тренде. "Это касается и направлений исследований, и во многом качества их результатов, что позволяет рассчитывать на конвертацию научных достижений в новые товары и рыночные преимущества", - пояснил представитель НАН.
Но какие конкретно рекомендации к действиям предписывает Концепция?
СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
Как отметил эксперт, экономика, основанная на наращивании производства за счет роста потребления ресурсов, прямом администрировании и значительных объемах средств, которые перераспределяются через бюджет, исчерпала себя. "Нужно формировать новую парадигму. Экономика знаний, инновационная экономика, зеленая экономика, высокая конкурентоспособность и качество жизни - вот категории, которые должны стать основой Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы", - пояснил Сергей Дедков.
В условиях работы по правилам ВТО, на фоне экспансии недорогой продукции, произведенной в странах Юго-Восточной Азии под известными мировыми брендами, продукция белорусских производителей теряет преимущества и по качеству, и по цене. "Более того, никакое преимущество не длится вечно и даже долго. Рост складских запасов в Беларуси связан с низким качеством, высокой налоговой нагрузкой, дороговизной кредитов и неэффективностью товаропроводящих сетей. Хотя на словах торговлей занимаются практически все министерства и ведомства, местные органы власти, дипломатические и торговые представительства, Торгово-промышленная палата и многочисленные коммерческие структуры", - подчеркнул собеседник. В этой связи он заметил, что в стране необходимо стимулировать рост конкурентоспособности предприятий за счет инновационной деятельности и агрессивного освоения новых рынков сбыта.
Корректировка экономической политики, в свою очередь, требует формирования новой структуры собственности, создания более тонких механизмов госрегулирования, перехода к индикативному планированию, развития фондового рынка, пересмотра механизмов господдержки, делегирования полномочий по принятию решений непосредственно рыночным субъектам. "Ведь покупатель сам принимает решение что купить, а вопрос "Что и сколько производить?" за предприятие пытается решать чиновник. Зарплата и карьера руководителя должна зависеть от экономических результатов его предприятия, а не от формального выполнения показателей", - убежден Сергей Дедков.
"Закон рынка прост - спрос рождает предложение. Но и спрос можно формировать - на инновационную, экологически чистую, высокотехнологичную продукцию, - продолжил он. - То же касается и спроса на наши активы у зарубежных инвесторов. Поэтому особое внимание Концепция уделяет повышению качества продукции и наукоемкости технологий в традиционных отраслях для повышения рентабельности и капитализации белорусских производств. Это поможет вывести производства на фондовый рынок и привлечь стратегических инвесторов".
В Концепции отмечается, что формирование новых секторов экономики, основанных на био-, нано- и IT-технологиях, существенном увеличении доли услуг в ВВП, невозможно без совершенствования всех элементов национальной инновационной системы - с соответствующим кадровым, финансовым и правовым обеспечением - и перехода на этой основе к новой экономической политике, которая должна эволюционным путем заменить действующую, сохранив все ее достоинства.
ОТТОК КАПИТАЛА В НАСТОЯЩЕМ - ЕГО ПРИТОК В БУДУЩЕМ
В Концепции говорится, что Беларуси необходимо активно включиться в процесс взаимовыгодной интеграции через заключение стратегических альянсов и многосторонних преференциальных соглашений. Это будет способствовать реализации прорывных проектов на базе передовых технологий.
"Компании, успешно работающие на мировых рынках, воспринимаются как символ успеха страны их происхождения. Поэтому важно продвигать отечественные предприятия в третьи страны, формировать устойчивый имидж Беларуси через качество работы тех фирм, которые ее представляют. Необходимо создавать условия и активно идти со своими инвестициями в другие страны и регионы", - считает Сергей Дедков.
Экспорт капитала - более сложная, но и более прибыльная форма бизнеса по сравнению с международной торговлей, поскольку появляется возможность наряду с торговой прибылью получать предпринимательский доход. "Товарные схемы теряют актуальность, торговый и финансовый капитал активно интегрируется. Практически невозможно продать, не проинвестировав импортера. Это стратегия для достижения победы в борьбе за рынки", - убежден ученый.
При этом каждое экономическое управленческое решение должно быть обосновано, а риски сведены к минимуму. Для такой специфической деятельности необходимо формировать корпус компетентных специалистов, которыми Беларусь располагает в достаточном количестве, отмечается в Концепции. Важно только снять ненужные ограничения на работу менеджеров - валовые показатели, излишняя отчетность и т.п. Доходы менеджеров должны напрямую зависеть от эффективности производства, качества и рыночной позиции продукции.
ЕЩЕ РАЗ О ПЛЮСАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Разработчики Концепции обращают внимание: одной из ключевых предпосылок устойчивого развития Беларуси является региональная экономическая интеграция - в рамках Таможенного союза и формируемого Евразийского экономического союза (ЕЭС). "Принятые в ТС/ЕЭП интеграционные меры создают предпосылки для активного продвижения идеи главы государства - "интеграции интеграций". В соответствии с ней Беларусь, Россия и Казахстан будут постепенно сближать крупнейшие европейские рынки на базе единой интеграционной платформы. Этот проект должен привести к формированию экономического пространства с едиными правилами игры от Атлантики до Тихого океана", - отметил Сергей Дедков. Необходимым элементом при этом будет преобладание позитивных эффектов общего рынка над возможными негативными последствиями его образования. Параллельно будет налаживаться взаимодействие ЕЭС с интеграционными объединениями в Азии и Африке. Собеседник также отметил: новизна Концепции и в том, что практически все предлагаемые в ней приоритеты включают интеграционные аспекты, учитывают положительные и отрицательные моменты работы Беларуси в ЕЭС.
Главной линией Беларуси на международной арене является соблюдение принципа многовекторности. Согласно Концепции, в отношениях с внешним миром Беларусь будет поддерживать баланс между участием в интеграционных процессах и функционированием в качестве независимого государства, при этом активно включаясь в деятельность универсальных и специализированных, глобальных и региональных организаций и интеграционных объединений.
Документ исходит из того, что главным фактором устойчивого развития является научно-технический прогресс. Поэтому большая группа приоритетов - это технологии высших укладов: нанотехнологии и наноматериалы, био- и фармтехнологии, космические и IT-технологии, лазерно-оптические и оптоэлектронные технологии. "Развитие таких производств дает шанс Беларуси в отдельных нишах мирового рынка реализовать стратегию опережающего развития: создать растущие рынки, получить на них конкурентное преимущество и монопольную прибыль", - убежден ученый.
Кроме того, важным этапом, который предстоит пройти стране, является самостоятельное вступление в ВТО.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОБРАЗОВАННЫХ КАДРАХ
Еще один момент, обозначенный в Концепции, связан с кадровым обеспечением тех самых высокотехнологичных производств. По сути, залог успеха в конкуренции заключается в высочайшем уровне менеджмента, в связи с чем Национальная академия наук выступает с предложением о создании Евразийского академического университета под патронажем Совета Министров Беларуси и Евразийской экономической комиссии. "Эту идею можно реализовать в контексте формирования Евразийского экономического союза", - считает Сергей Дедков.
В части кадрового обеспечения инновационной экономики документом предусмотрены совершенствование системы образования и подготовки кадров высшей научной квалификации, использование инновационного потенциала молодежи.
А РЕЗУЛЬТАТ?
Помимо всего прочего Концепция предполагает развитие системы государственных мер принуждения к инновациям предприятий всех форм собственности. Планируется, в частности, что будут ужесточены требования к качеству и безопасности продукции, введены технические регламенты и стандарты мирового уровня, экологические, ресурсосберегающие и другие требования.
В соответствии с Концепцией повышение производительности труда по валовой добавленной стоимости до среднеевропейского уровня будет достигаться путем оптимизации числа и технической вооруженности рабочих мест (имеется в виду сокращение малопроизводительного вспомогательного персонала, рост численности и качества конструкторов, технологов, маркетологов). Кроме того, возможно, из состава организаций будут выведены непрофильные активы (включая объекты социальной инфраструктуры). Ученые также считают необходимым развивать аутсорсинг по тем видам деятельности, где имеются внешние компании - более эффективные, чем внутренние.
Если "Беларусь 2020" будет внедрена в жизнь, а программные документы, разработанные на ее основе, - реализованы, планируется увеличение к 2020 году удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 22-23%. Рост доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, может достичь 44%.
В то же время объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) должен вырасти до $12 млрд. В свою очередь уровень внутренних затрат на исследования и разработки по преимуществу за счет внебюджетных средств повысится до 2,5-2,9% ВВП.