Акция "Стоп-бензин" не нашла широкой поддержки среди минских автомобилистов
Так называемая акция "Стоп-бензин", о которой целый день 21 июля писали оппозиционные интернет-ресурсы, готовилась как настоящая спецоперация. Разработанный план включал в себя множество пунктов и подпунктов, схему и время сбора и даже опознавательный знак - белую ленточку на автомобиле. Предполагалось, что недовольные трехпроцентным (!!!) повышением цен на топливо автомобилисты остановят своих железных коней в центре Минска, парализовав тем самым проспект Независимости, главную магистраль столицы, и прилегающие к нему улицы. Однако организаторы этой сомнительной акции не озаботились главным вопросом: хотят ли все остальные автолюбители по этому случаю стоять в огромной пробке и тратить попусту свое личное время. В этом и проявился в четверг вечером подлинный автомобильный эгоизм некоторых любителей "автохаоса".
И если морально-этический аспект проведения подобной акции можно оценивать по-разному, то с точки зрения действующего законодательства такие мероприятия являются незаконными. Более того, организация и участие в них может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Ведь в одном ряду с заблокированными на проспекте автомобилистами могли оказаться и скорая помощь, и пожарные. Другими словами, речь бы шла уже о реальных человеческих жизнях, в том числе, возможно, родственников тех, кто выехал на проспект протестовать.
А был ли действительно повод повязывать на машину белые бантики и нещадно давить на клаксон, протестуя против объективных вещей? Вовсе нет, тем более что рост цен на топливо - общемировая тенденция, и Беларусь здесь с ее открытой экономикой и реалиями Таможенного союза при всем желании не может быть исключением. Даже после нынешнего повышения розничные цены на нефтепродукты остаются ниже уровня аналогичных цен в России на 2-8%, не говоря уже о том, что в соседних странах Евросоюза автомобильное топливо стоит почти в 2 раза дороже, чем в Беларуси. Даже в США - "идеале" рыночной экономики - за прошедшую неделю средняя стоимость галлона бензина самого ходового сорта поднялась почти на 3%. Эксперты связывают это с ослаблением американского доллара, а также с повышением цен на нефть и оптовых цен на автогорючее.
Да и само повышение цен на топливо в Беларуси было не чем иным, как секретом Полишинеля. Никто на любых уровнях власти не скрывал, что рано или поздно, но выравнивать цены хотя бы до уровня Таможенного союза придется. Единственное условие - делать это не резко, а постепенно, давая людям и предприятиям возможность адаптироваться. В ином случае сохранение более низких цен на топливо чревато серьезными последствиями для нефтеперерабатывающей отрасли, которая вносит существенный вклад в белорусскую экономику. А вот за это автолюбители уж точно не скажут спасибо.
Думается, и все белорусское общество в целом не горит желанием увидеть на своей земле повторение недавних событий в Греции, где бастующие таксисты перегородили автомобилями улицы и спровоцировали длительный транспортный коллапс. Хоть Минск и славится отсутствием крупных пробок, все же его жителям и без акций в часы пик хватает проблем на дорогах. Что до протестов и выражения своей гражданской позиции, то есть масса легальных способов и мест, где это можно сделать. Иначе приходится сталкиваться с тем, что свобода одних начинает ущемлять права других граждан. А это уже больше напоминает не демократию, а анархию.
Впрочем, реальное количество автомобилистов - участников акции даже по неофициальным оценкам составило всего несколько десятков. При этом еще большой вопрос, действительно ли некоторых из них волновала выросшая цена на бензин или им просто не хватает экстрима в повседневной жизни. Уж слишком странно смотрелись белые ленточки на Porsche Cayenne и новенькой Audi A6, стоимость каждой из которых сопоставима с ценой двухкомнатной квартиры в Минске. По свидетельствам очевидцев, там же был замечен и роскошный Lamborghini. Если его владелец тоже решил принять участие в акции, то он единственный, кого хоть как-то можно понять: расход бензина на такой "ласточке" при езде по городу может достигать 30 л/100 км…
В сухом остатке немного - созданная аварийная обстановка, испорченные нервы ничего не подозревавших и случайно оказавшихся в месте проведения акции водителей и сожженный от стояния в пробке лишний бензин. Как говорится, кому щи жидкие, а кому бриллианты мелкие.