Не диагноз, не приговор, не фраза из кинодрамы или душераздирающего сюжета новостей. Всего лишь… пример предложения, на котором отрабатывал умение безотрывного письма мой семилетний ребенок.
"Откуда?" – подумала, увидев в утвержденной институтом образования и отпечатанной в типографии тетради для первоклассников предложение "У Кати рак".
То есть фразу "У Кати кот" или "У Никиты попугай" я, пожалуй, восприняла бы адекватно. В семье живет домашнее животное или птичка – многим детям понятно и близко. Но откуда у Кати рак? Это вряд ли такой уж распространенный "питомец", ласковое существо для воспитания бережного отношения к братьям меньшим. И, наверное, в качестве вареного деликатеса для ребенка он не предполагается. Поход на ночную ловлю или даже днем на рынок за раками – тоже не будничное событие для белорусской семьи.
Но вот что точно появляется у помогающей с уроками мамы, да и у первоклашки, который живет не в вакууме, многое слышал и понимает – так это недоумение и в целом странное, тревожное чувство…
Понятно, что предложения в тетрадях для чистописания составляются по принципу: какие буквы дети освоили – из таких и пример. Вверху странички "У Раи караси", потом просто сочетания и слова из разных сфер жизни, а в финале – "У Кати рак". Настолько необходимый вариант?
У Кати котик. У Иры торт. У Никиты ролики. У Нины урок… Если пофантазировать, в голову приходит немало соответствующих всем школьным нюансам предложений, на которых ребенку даже интереснее тренироваться.
К сожалению, сегодня это "безобидное" название страшных болезней напоминают о себе слишком часто. Не только историями знаменитостей, яростную борьбу за спасение или трагический уход которых выносят на всеобщее обозрение. И в нашей обычной – незвёздной – жизни есть родные, друзья, коллеги, соседи, с которыми случается беда. В том числе и с детьми, которые, несмотря на проблемы со здоровьем, тоже учатся красиво писать…
Так, может, пусть хотя бы в детской тетради у этой девочки Кати не будет ничего двусмысленного! По крайней мере, это в силах авторов школьных пособий.
С тех пор, как собственный малыш пошел в школу, я стала внимательно листать все, что помогает ему в учебе. Конечно, школьные учебники – тема дискуссионная, мол, всегда найдутся критиканы. Но в том же и смысл, чтобы с учетом тонкостей современной жизни они были интересны и полезны детям, удобны педагогам и не вызывали недоумения у родителей, которые дома помогают ребенку и обсуждают с ним важные темы.
Так что пусть это вдохновляет специалистов, которые как раз сейчас трудятся над созданием базовых учебников нового поколения и набором дополнительных материалов к ним.