Социальное государство — государство для народа. Это не просто громкий и эффектный девиз, это правило, которого придерживается Беларусь с самого начала своего государственного строительства. Самое лучшее из того, что было в Советском Союзе (а это признают многие международные эксперты), у нас есть: бесплатное здравоохранение, образование, поддержка молодых и многодетных семей, детей, инвалидов, стариков.
Многие довольно примитивно и узко воспринимают термин "социальный", усматривая в нем пережитки социалистической эпохи, мол, хватит "светлое" будущее строить, давайте новых, современных идей придерживаться! А что, например, плохого в идее всеобщей занятости, когда соблюдается принцип "от каждого — по способностям, каждому — по труду"? Ведь государство не производит валовой внутренний продукт, оно лишь создает условия для его выпуска. Производят его, в конечном итоге, люди, на своих рабочих местах. Народная математика проста: чем больше и качественнее сделал, реализовал, экспортировал — тем лучше для каждого. Это касается не только производства: работники всей гуманитарной сферы, науки, образования, медицины и т. д. — тоже производители, только продукты у них специфичные. Платятся налоги, пополняется бюджет, появляются более широкие возможности для роста зарплат — этот механизм понятен. Также понятна и простая зависимость: чем больше людей будет участвовать в этом процессе, тем больше средств и возможностей будет у социальной сферы, у всего того, к чему мы так все привыкли и что сделали нормой ждать от государства.
Не стоит забывать, что понятие "социальный" имеет давние исторические корни и в переводе с латинского socialis означает "союзный, товарищеский, совместный". И нет тут никакой политики — этот глубокий и содержательный смысл находится вне времени и, как мне кажется, может быть основой для национальной идеи — один ведь в поле не воин.
Я думаю, что все мы не против жить в государстве, которое будет продолжать ориентироваться на интересы народа, совершенствуя методы и принципы создания условий для реализации этих ориентиров. Нет ничего удивительного в том, что и законодательная база тоже обновляется и совершенствуется: для того чтобы продолжать пользоваться привычными для нас социальными благами, каждый трудоспособный гражданин должен создать свой ВВП — без этого основного принципа социальную направленность не сохранить. Это прекрасно понимает и руководство республики, инициируя разработку законов, стимулирующих граждан к труду.
Да, вопрос для законодателей непростой: учесть все нюансы с первого раза сложно, да и невозможно. За всяким конкретным случаем стоит человек, и каждый — со своей противоречивой историей. Понимая это, Президент ввел мораторий на исполнение норм Декрета №3. Но не стоит забывать, что мораторий — не отмена, а отсрочка! Необходима пауза, чтобы осмотреться, более глубоко проанализировать некоторые положения, правильно оценить обстановку и корректно определить тех трудоспособных граждан, которые не участвуют в финансировании государственных расходов. Никто не отменит то, что направлено на укрепление интересов работающих, и, как следствие, интересов государства. Никто никого не заставляет работать — времена рабовладельцев давно прошли. Просто созданы условия, которые предоставляют человеку право цивилизованного выбора: хочешь — так, а хочешь — вот так. Но вообще "никак" не дано априори: жить в обществе и быть свободным от него невозможно — это понимали известные политики еще в начале XX века…