ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 26 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Колумнисты
24 августа 2016, 17:07
Елена Еловик

Школа – давайте без "давайте"!

Елена Еловик
Елена Еловик
Редактор отдела творческих проектов газеты "7 дней"

В свое время белорусская, как и другие постсоветские системы среднего образования, напоминала ежика в тумане: суета и лишние телодвижения под лозунгом"давайте все менять". Родители, учителя и ученики едва поспевали подстраиваться под все новые и новые"фишки": десятибалльная шкала, ЦТ,"обрезание" программ по литературе, языкам и математике… Потом наоборот, начали усложнять программы по предметам, добавив огромное количество разнообразного материала и превратив учебники в унылое, навевающее скуку чтиво. Затем пробовали ввести в школе платные образовательные услуги, сделав из учителя еще и репетитора. Со всех сторон только и слышалось:"Давайте, давайте". Друзья мои, давайте, наконец, без "давайте"! При слове"реформа школы" у многих родителей уже появляются симптомы вегето-сосудистой дистонии: сердцебиение и ознобоподобный тремор.

Педагогическому сообществу пора определиться: на кого равняемся? Что берем за основу: знакомую многим из нас советскую школу или западный вариант среднего образования? И только потом, в зависимости от размера этого резьбового соединения, инженерам человеческих душ надо начинать тачать деталь.

Стандарты среднего образования, в отличие от высшего, в каждой отдельной европейской стране сильно разнятся, и остановиться на каком-либо одном вряд ли представляется возможным. Где-то вообще дети идут в школу в три года, их лишают детства, набивают головы знаниями и языками, но сказать, что там достигли за счет такого подхода умопомрачительных успехов в науке или культуре, значит, погрешить против истины.

Я голосую за советскую школу, которая давала выпускникам не клиповое сознание, а панорамную картину мира. Конечно, ее следует приспособить к реалиям интернет-поколения, а в остальном – очень даже ничего…. Советская школа ориентировала детей на трудовую жизнь, приспосабливала к реалиям дня и в то же время способствовала раскрытию творческого потенциала, учила самостоятельно мыслить и анализировать.

Никто не настраивал дитя на обязательное получение"вышки", зная, что с хорошей рабочей специальностью нигде не пропадешь. Но главное – там было много энтузиастов, которые пришли в профессию по призванию, им было интересно возиться с нами, своими питомцами, причем часто в ущерб личной жизни. Современное образование в Финляндии считается одним из лучших в мире. Но не все знают, что Суоми переняла как раз таки опыт советской школы.

Надо признать, что в Беларуси за последние годы проделана работа над ошибками, и многие нововведения, которые в этом году коснутся нашей школы, представляются вполне разумными. Правильно, что открывается все больше и больше профильных классов. Радует, что к написанию учебников привлекают не только ученых, но и учителей-практиков, чувствующих и понимающих психологию своих подопечных. Замечательно, что облегчили предметы, убрав лишние детали, оставив место для творчества и анализа. Надеюсь, что удастся остановить лавину бумажек, накрывшую учителя, и тем самым подарить лишнее, освободившееся от отчетов, время для непосредственного, неформального общения с ребенком.

Что касается престижа профессии: на мой взгляд, заработная плата – далеко не единственный показатель, которым определяется статус учителя. Важно отношение общества к педагогу, осознание значимости его труда.

Семья должна настраивать на то, что школа – это не страшный сон, а обитель знаний и радостного времяпрепровождения. Но в свою очередь, и учитель должен вести себя соответственно: не истерить по любому случаю и не превращать общение с учеником в формальность, а стараться искать подходы к воспитанникам, среди которых, и это не секрет, есть даже трудные дети.

Школа – это место, где мы впервые влюбляемся и сталкиваемся с первым предательством, где совершаем первые глупости, заводим друзей и учимся нести ответственность за свои поступки. В идеале учитель должен быть проводником во взрослый мир, идя по дороге знаний и параллельно рассказывая о том, что такое хорошо и что такое плохо. И выпускать надо не математика, филолога или химика, а прежде всего – Человека. Все остальное - приложится…

Больше информации по теме читайте в ближайшем номере газеты "7 дней".

Топ-новости
Свежие новости Беларуси