Совершенствование системы народного образования – дело непростое, множество нюансов и условностей требует подходить к вопросу максимально ответственно. А как же иначе: от этого напрямую зависит то, насколько качественно и эффективно будет завтра работать наша экономика и государственный менеджмент.
Вузы – поставщики кадров во все сферы народного хозяйства. Беларусь оставила у себя все лучшее из того, чем выделялась в мировом ракурсе советская высшая школа: доступность, качество, помощь в трудоустройстве. По-другому и быть не могло: социальная ориентация государственного устройства страны подразумевала именно такую основу высшего образования.
Но времена меняются, новые реалии в экономике и социальной жизни требуют корректировок: нужно ли сегодня нам столько различных специалистов с высшим образованием? Например, в Беларуси 27 вузов готовят экономистов, а 17 – юристов. Я, безусловно, не против, только соответствует ли масштаб нашей экономики новым «армиям» выпускаемых специалистов? Однозначно – перекос. Существующая обстановка такова, что конкретные цифры приема в вузы должна определять экономика (Минэкономики, Министерство труда и социальной защиты и т.д.) и, как следствие, социальная сфера. Такой подход также будет способствовать более эффективному контролю над минимальным уровнем безработицы – удерживать ее на приемлемом уровне всегда непросто.
Вопрос количества – важный, но не менее важным всегда был и остается вопрос качества. Это прекрасно, что сегодня у нас на одного выпускника школы приходится одно место в вузе, но задумаемся: а каждый ли из них способен полноценно освоить современную программу обучения и стать конкурентоспособным специалистом? Каждый ли из них объективно мотивирован на обучение в высшей школе? Без обид: не каждый, так уж устроена жизнь – у всех людей разные способности. Поэтому оправданно обсуждается вопрос о развитии именно среднего специального образования – такие специалисты сегодня крайне необходимы в реально развивающихся отраслях экономики.
О мотивации. Прописную истину оспорить трудно: вузы существуют для наиболее подготовленных и одаренных, для тех, кто ОСОЗНАННО получает высшее образование, кому ОБЪЕКТИВНО необходимы определенные знания и навыки для дальнейшего развития. Негласный лозунг "Диплом ради диплома!" стоило бы решительно искоренить: зачем с таким подходом идти в вуз и тратить впустую время и деньги (не важно – государственные или родительские), может, лучше реально оценить свои возможности, овладеть конкретной профессией и, не теряя времени, уже готовым специалистом занять свое достойное место на рынке труда? Во времена СССР в вопросах профориентации школьников очень помогала система УПК: одни старшеклассники, изучив особенности выбранной на 2 года профессии, с успехом продолжали определившийся путь, другие "нажимали" на подготовку к поступлению в вуз. Может, стоило бы вспомнить такой опыт и в какой-то мере использовать его?
Речь не идет об административном сокращении набора в вузы. Абитуриенты должны соответствовать высокому проходному баллу — тогда и качество получаемого образования значительно повысится, и количество случайных людей в альмаматерах уменьшится. Пусть делают свой выбор правильно, важно определиться, зачем идти в вуз: за понтами или за знаниями?