Министр Игорь Карпенко накануне во всеуслышание призвал профессионалов и общественность присоединиться к обсуждению нового Кодекса об образовании. Правда, пока документ не опубликован. Но так получилось, что даже отдельных инициатив, озвученных в СМИ, достаточно, чтобы не остаться в стороне от обсуждения. Конечно, не в качестве профессионала — как мамы сына-второклассника.
Самое дискуссионное — по приему в первый класс детей младше шести лет, что журналисты и общественность восприняли как официальное разрешение вести в школу пятилеток. На самом же деле, родители и сейчас могут при желании это сделать, но только с разрешения Министерства образования. Новым же кодексом предполагается, что полномочия будут переданы администрациям учебных заведений. То есть одного родительского желания по-прежнему будет недостаточно — школа может и отказать, если посчитает, что ребенок не готов учиться в первом классе.
Я пошла в школу в шесть лет и три месяца. Мой ребенок ровно в семь. И я даже не могу представить ситуацию, при которой могла бы отдать его в шесть, не говоря уже о пяти. Найти ответ на вопрос "почему?" оказалось непросто. Думаю, кроется он в определении готовности ребенка к школе. Наверняка у специалистов есть подробный алгоритм этого самого определения, который мне неизвестен. Но я точно знаю, что ребенок в семь лет более готов к школе, чем в шесть. И если в первом классе это не столь очевидно, то к классу пятому проявляется достаточно отчетливо.
Еще один момент, вытекающий из предлагаемого нововведения. Понятно, что вроде как речь пока не идет о том, чтобы прием пятилетних детей в школу сделать массовым. Но как раз семилетних детей в первых классах немало, если не сказать, что много. В результате может статься так, что за одной партой будут сидеть пятилетка и семилетка. Кто мама, тот знает: два года для ребенка — это колоссально много. В пять и семь они разные, иногда очень, и, соответственно, информацию воспринимают по-разному. И как тут быть учителю, который должен не только научить всех без исключения, но и не отбить желание учиться из-за скучного и неинтересного процесса?
Можно предположить, что следующим этапом станет введение обязательного образования с шести лет. Вот тут-то и начнется самое интересное, ведь если при решении, отдавать или нет пятилетнего ребенка в школу, у родителей останется выбор, то мамам и папам, которые не спешат с "первый раз в первый класс", придется следовать новому порядку. Для меня лично это стало бы той самой кардинальной переменой, которая нашему образованию не нужна. Надеюсь, ее и не будет.
И еще. Готовя нововведения, очень важно помнить, что "гэта ўжо ня тое, што было тады, гэта ўжо нешта iншае" (цитата Бориса Васильевича Стрельцова, преподавателя журфака и просто очень хорошего человека, светлая ему память). Другими словами, я во втором классе и мой ребенок во втором классе — это два совершенно разных ребенка. И моя мама, когда я была во втором классе, и я, когда мой ребенок во втором классе, — это две совершенно разные мамы. У современных детей такое количество возможностей для образования, в том числе для самообразования, что школа попросту за этим не поспевает. Да, может быть, и не должна сильно уж поспевать. Достаточно дать базу — необходимое, но ни в коем случае не избыточное, чтобы было полезно и интересно. Вот тут на сцену и должны бы выйти большие профессионалы своего дела, которые смогут правильно и на перспективу понять, что оставить, что убрать, что добавить. Главное, чтобы с любовью к детям.
И без родителей, конечно, в этом деле никак. В который раз призываю не быть всеядными, хорошо подумать прежде, чем делать так, как сказано. И активно включиться в обсуждение проекта кодекса, когда он появится в открытом доступе. Даже среди только моих друзей и знакомых очень много тех, кто способен генерировать вполне себе здравые и, главное, реализуемые идеи. Главное, чтобы УСЛЫШАЛИ.-0-