Чтобы сформировать свое отношение к возможному возвращению пятибалльной системы оценки знаний, пришлось крепко подумать. Лично мне вплотную столкнуться с десятью баллами не довелось — школу и университет я окончила до их введения. Но мой ребенок в этом году пойдет в третий класс, а, значит, ему начнут выставлять баллы (первые два года учебы баллами не оцениваются). И как минимум год нам придется привыкать, надеюсь, в основном к девяткам и десяткам.
Если бы получилось абстрагироваться от того, что моему сыну, возможно, придется менять коней на переправе, то я - за пятибалльную систему. Потому что она более конкретна и объективна, менее зависима от настроения учителя и его отношения к каждому конкретному ученику. И если выставление оценок по письменным работам при десятибалльной системе все более-менее прозрачно, то четких критериев, по которым оценивается устный ответ, не так чтобы совсем нет, но они размыты. В результате - количество баллов на совести педагога. Конечно, в идеальном мире любая система должна работать как часики - хоть пяти-, хоть семи-, хоть двадцати балльная. Но наш мир не такой. А там, где присутствует хоть малая толика субъективизма (а совсем без него работают только машины), чем меньше выбор, тем меньше поводов для спекуляций.
К тому же пятибалльная система понятнее: у кого пятерки - те отлично учатся, с четверками - хорошо, с троечниками тоже все ясно. Поди задай мне вопрос, как учится ребенок, у которого четверки и пятерки, я так сразу и не отвечу. Самое разумное тут включить демагога и сказать, что у кого четыре и пять, тот учится на четыре и пять, но все-таки в плане успеваемости хотелось бы апеллировать не только цифрами.
С отличниками в десятибалльной системе тоже не все очевидно. Чем отличается восемь от девяти? Или девять от десяти? Говорят, что для получения десятки должен быть некий творческий подход. Но на всех ли предметах он уместен? На химии, например, творчество влет может закончится несчастным случаем. Да и что русскому хорошо, то немцу - смерть, для кого-то граффити Бэнкси - творчество, для другого - порча собственности.
С неуспеваемостью вообще отдельная тема. Если раньше был стимул выйти хотя бы на тройку, чтобы не остаться на второй год, то сейчас даже с одним баллом переводят в следующий класс и выдают аттестат. С одним баллом, Карл! Не так страшно, если ребенок просто не хочет учиться — возможно, он найдет себя, например, в кладке плитки или в победах на чемпионатах по игре в Clash Royale (или любой другой компьютерной игре). А если кто-то хочет, но не успевает? Если повторное обучение позволило бы ему выйти на нормальный уровень?
В сухом остатке возвращение к пятибалльной системе меня смущает только одним: если решение будет принято, то нынешним школьникам придется под это подстраиваться. С другой стороны, можно и потерпеть, зная ради чего.