Православный календарь на 2024 год
2024-04-19 15:15
Православный календарь на 2024 год содержит перечень христианских праздников, которые чтит Православная Церковь. Здесь вы также сможете ознакомиться с их смыслом и существующими традициями.
Православный календарь на январь
6 января (суббота) – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник. Последний день Рождественского поста и канун великого праздника Рождества Христова – день перед Праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Откуда пошло название этого дня?
Слово "Сочельник" напрямую связанно с разновидностью пищи – сочивом. В славянской традиции это блюдо чаще всего называют кутьей. Блюдо состоит из отварной смеси зерен риса, ячменя, или пшеницы с обязательным добавлением изюма, орехов, или меда. В Православной Церкви принято готовить данное блюдо перед праздником Рождества Христова.
Самое же Навечерие Рождества Христова, отмечаемое накануне великого события – пришествия в мир Спасителя Иисуса Христа – характеризуется отдельным уставом церковного богослужения и собственными постовыми ограничениями.
Если Сочельник приходится на субботний день, как это случилось в нынешнем 2024 году, то богослужение разделяется на три дня: великие часы переносятся на пятницу, но Божественную литургию не служат. Она совершается во время навечерия, при этом после нее отдельно происходит великая вечерня.
Непосредственно в день Рождественского сочельника служат литургию святителя Василия Великого, которая в Православной Церкви совершается только в определенные дни.
Рождественский сочельник принято считать днем строгого поста. Однако в Церковном уставе в этот день разрешено употребление "елея и вина", что говорит о том, что пост не строгий. Что же касается принятого в около-церковных кругах представления о том, что в этот день вкушать пищу разрешается только с появления на небе первой звезды, то его можно рассматривать лишь с точки зрения личного воздержания.
В современной богослужебной практике Православной Церкви вкушение постной пищи в этот день допустимо по окончании богослужений и касается это тех, кто в этот день участвовал в праздничной литургии.
7 января (воскресенье) – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Поста нет, богослужение воскресного дня отменяется, все молитвы и песнопения посвящены только празднику.
Праздновать событие Рождества Христова впервые начали в III веке на Востоке. К тому же, воспоминание рождества Спасителя было объединено с его крещением в реке Иордан. А само название "Богоявление" выражало мысль о Божественном явлении во плоти – Рождеством Христовым.
Традиция совместного празднования оставалась актуальной до второй половины IV века, а в некоторых регионах сохранялась до середины VI века.
Постепенно эти два события: Рождество Христово и Крещение стали разделяться. Празднование Рождества Спасителя было перенесено на 25 декабря, а Крещение Иисуса Христа вспоминали 6 января – в единый ранее день.
Первыми такое разделение стали соблюдать церкви Антиохии и Каппадокии. Под их влиянием празднования разделили и в Константинополе. Примерно в 430 году праздники стали отдельными и в Александрийском патриархате. Последним перенявшим новую традицию стал Иерусалим – в середине VI века. Правление императора Юстиниана I положило конец практике раздельного празднования двух важных событий церковной истории.
Повествование о дне Рождества Христова существуют в двух Евангелиях: от апостолов Матфея и Луки. Описания Рождества Христова взаимно дополняются евангелистами, каждый из них вносит в повествование что-то свое.
В дни Рождества Христова – с 7 по 17 января – пост в Православной Церкви отменяется, а вместе с ним не совершают коленопреклоненных поклонов.
14 января (воскресенье) – По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Евангельское предание сообщает, что на восьмой день после Рождения Иисуса Христа он прошел обряд обрезания, как это было принято в ветхозаветном законе. Данная традиция была обязательной для каждого еврейского младенца мужского пола, как знак завета Бога с праотцом Авраамом и его будущими поколениями.
Считается, что факт обрезания являлся прообразом таинства Крещения.
Первые упоминания празднования Обрезания Господня в Восточной Церкви формируются ближе к IV веку.
Накануне праздника служится всенощное бдение.
18 января (четверг) – Навечерие Богоявления или Крещения Господня (Крещенский сочельник).
Постный день.
До разделения двух событий - Рождества и Крещения Спасителя - этот день был подобием предпасхального поста, который в первые века христианства длился два дня.
Сегодня меру поста верующие определяют индивидуально: по своим силам или совету священника.
В этот день, как и в Рождественский Сочельник, принято варить сочиво. Согласно Типикону Православной Церкви (Церковно-богослужебная книга, определяющая порядок православного богослужения), вкушать пищу сверх нужды считается неприемлемым.
По окончании Божественной литургии в храмах совершают великое освящение воды, что считается особенно торжественной службой. Вода, освященная в этот день в храме, носит называние Агиасма. Начиная с XI – XII века торжественное освящение воды совершают два раза: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господа и Спаса Иисуса Христа.
19 января (пятница) – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Поста нет.
Богоявлением праздник называется в честь события, описанного в Евангелиях: при крещении Господа миру показалась Пресвятая Троица в лицах Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец произнес с небес о своем Сыне, Сын – Иисус – принял Крещение в священной реке Иордан от Пророка Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
В этот день среди верующих распространена традиция окроплять святой водой жилища, произнося молитвенное песнопения Праздника.
Святую Крещенскую воду полагается употреблять натощак в малых количествах. Если освященная вода заканчивается, ее остатки принято разводить с обычной питьевой водой.
Православный календарь на февраль
15 февраля (четверг) – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Поста нет.
Церковная история говорит об этом дне следующее: спустя сорок дней после Рождества Иисуса Христа его родители – Пречистая Божья Матерь вместе со святым Иосифом – пришли из Вифлеема в Иерусалим к храму, чтобы принести Богомладенца Христа для исполнения Моисеева закона. Данный закон предполагал очищение путем принесения жертвы Богу через священническую молитву. Кроме этого, следовало поместить первенца пред Богом и внести плату за него установленной ценой.
В законе Моисеевом обязательным считается посвящение Богу всех первенцев мужеского пола. Таким образом евреи отдавали дань Богу за Его великое благодеяние по отношению к их народу в Египте, когда Господь, убив египетских первенцев, пощадил израильских.
В то самое время, когда Богородица и праведный Иосиф принесли младенца Иисуса для совершения над ним предписанного обычая, в храме был праведный израильский старец Симеон, ожидавший утешения и благоденствия для народа Израилева, которые наступили бы с пришествием в мир Мессии. Самим Святым Духом праведному Симеону было обещано не умереть до тех пор, пока он не увидит Миссию Иисуса Христа. Встретив в храме Пречистую Деву с Младенцем, он подошел и принял Иисуса с радостью и благоговением. Благодаря Господа, он произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром".
Кроме старца Симеона предание Церкви упоминает также живущую у храма вдову Анну - пророчицу, проводившую богоугодную жизнь. Именно она много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, всем, ожидавшим избавления.
Православный календарь на март
9 марта (суббота) – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Поминовение усопших. Поста нет.
С 18 марта (понедельник) у православных верующих начинается Великий пост.
30 марта (суббота) – вторая неделя Великого поста. Поминовение усопших.
Православный календарь на апрель
7 апреля (воскресенье) – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Название праздника означает радостное известие Пресвятой Богородицы.
Данное событие описывается только в Евангелии от Луки. В нем рассказывается о том, что в небольшом палестинском городе Назарет произошло превышающее человеческое разумение явление – Божественное естество присоединилось к человеческой природе. К юной и скромной сироте из династии израильского царя Давида, к которой принадлежал и будущий ее обручник – праведный Иосиф, хранитель девства Марии, вдовец, которому она была обручена по еврейской традиции, которая воспрещала женщине быть одинокой, явился Ангел Господень – архангел Гавриил. Посланник Божий предрек ей восстановление древнего Союза Бога и человека. Начался отсчет предстоящей Новой эры – Рождества Иисуса Христа Спасителя мира.
"Сегодня – начало нашего спасения...", – воспевает Православная Церковь на богослужении в праздник Благовещения.
В этот день в народе существует красивый обычай – отпускать на волю плененных птиц, обычно белый голубей.
13 апреля (суббота) – четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Поминовение усопших.
28 апреля (воскресенье) – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Постный день. Разрешается употребление морепродуктов.
Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в последний день шестой недели Великого поста, за неделю до события Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Вербное Воскресенье – это народное название праздника. Накануне и в сам день праздника верующие христиане приходят на богослужения в храмы с веточками верб.
Событие Входа Господня в Иерусалим описано в Новом Завете. Ранняя весна приблизительно 30 года от Рождества Христова, в Иерусалиме прибывает прокуратор Иудеи Понтий Пилат, для наблюдения за римскими подданными – иудеями. Близится еврейская Пасха – важный праздник для богоизбранного народа. За шесть дней до нее Иисус Христос отправляется к главным городским воротам, как настоящий Царь. Но въезжает Он туда не на боевом коне, но на кротком осле, являющимся символом мира. Встречные люди приветствуют Иисуса Христа пальмовыми ветвями и скандируют: осанна! ("спаси нас!"). Они надеются, что Он покажет божественную мощь и римские захватчики исчезнут, а начнется вечное Спасительное Царство. Но Христос не собирался уничтожать римскую армию и исправлять политическую систему.
На манер встречающим Христа его современникам, мы также идем в этот день с зелеными ветвями в руках. Только для наших широт это чаще всего первые распустившиеся после зимы веточки дерева. Христиане теплых широт встречают Спасителя как и прежде – с ветвями пальм, лавра или с цветами.
Православный календарь на май
5 мая (воскресенье) – Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Великий христианский праздник. Дата рассчитывается по лунно-солнечному календарю в период с 4 апреля по 8 мая.
Мертвое Тело Спасителя сняли с Креста, отнесли в гроб, высеченный в скале и, закрыв вход камнем, ушли, потому что начиналась суббота – иудейский праздник пасхи.
На рассвете после субботы женщины пришли к гробу, чтобы подготовить тело Учителя к погребению – помазать его специальным миром. Но, подойдя к скале, они увидели пустую пещеру: только пустые погребальные пелены остались на месте, где должно было лежать тело Спасителя. Женщинам-мироносицам (от слова – миро) предстал ангел, известивший их о том, что Христос Воскрес!
6 мая (понедельник) – начало Светлой Седмицы – сплошная неделя.
Пост отменяется.
Начиная с Пасхального воскресенья и во всю Светлую Седмицу по великой радости в честь Воскресения Христова в православных храмах не служат заупокойные службы.
14 мая (вторник) – Радоница. поминовение усопших, поминовение усопших воинов.
Радоница произошла от слова "радость". Начиная со Светлой пасхальной Седмицы церковь предлагает радоваться рождению в жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Иисусом Христом, через Его Распятие и Воскресение, заслоняет скорбь о разлуке с усопшими родными. Христиане верят в то, что и после смерти верующие в Иисуса Христа не перестают быть членами Божией Церкви.
В этот день верующие посещают могилы своих усопших родственников и близких.
Благочестивые христиане перед тем как посетить кладбище отправляются в храм, чтобы поучаствовать в таинствах и помянуть усопших на Божественной литургии.
В околоцерковной среде существует обычай посещения кладбища в день Пасхи, что противоречит Церковному Уставу. Если человек погибает на Пасху, то его отпевают по особому пасхальному чину. Событие Воскресения Христова – это период исключительной радости по причине победы над смертью и печалью.
Православный календарь на июнь
13 июня (четверг) – Вознесение Господне.
Поста нет.
На сороковой день после Пасхи приходится событие, называемое в Церкви Вознесением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О нем упоминается в Евангелиях от Марка и Луки и наиболее полно - в книге Деяний апостольских.
С момента Своего Воскресения и в течение сорока дней Иисус Христос возникал рядом с апостолами и разговаривал с ними о Царстве Небесном. Но по прошествии этого периода Христос с апостолами оказался на Елеонской горе, где Иисус оповестил их, что они примут Святого Духа и станут свидетелями о Нем по всему миру (Деян: 1:8). Благословив их, Иисус стал отдаляться в небо, пока совершенно не скрылся от их глаз в облаке. После чего к ним опустились два мужа в светлых одеждах и сказали о том, что Иисус придет таким же образом как ушел – восходящим на небо.
23 июня (воскресенье) – День Святой Троицы. Пятидесятница.
Поста нет.
Православные верующие в этот день вспоминают, о том, что на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.
Церковь рассказывает, что Божья Матерь и апостолы собрались в Сионской горнице для того чтобы встретить иудейский праздник Пятидесятницы – когда после Исхода евреев из Египта Бог даровал Моисею Десять заповедей.
В книге Деяний это событие описано так: неожиданно возник грохот с неба, словно от сильного порыва ветра, и появились как бы огненные разделяющиеся языки, и остановились по одному на каждом из присутствующих. От чего они исполнились Духа Святаго, и стали способны говорить на разных языках. Бог осуществил Свое обещание о том, что даст Утешителя, который останется с верующими в Господа навсегда – Духа истины.
Это событие считается днем рождения Церкви Христовой.
Праздник также называют Днем Святой Троицы, потому что в этот день открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – основополагающий догмат христианской веры.
В традициях Русской Православной Церкви на Троицу храмы украшают ветвями березы, а на пол выкладывают свежую траву. Священнослужители в этот праздник одеты в облачения зеленого цвета – цвета Святого Духа.
По окончании праздничной Божественной литургии в храмах служат великую вечерню, на которой поются песнопения, величающие Святого Духа, после чего священник коленопреклоненно читает особые молитвы: о Церкви, о спасении молящихся и об упокоении всех усопших. Во время чтения этих молитв все верующие в храме также стоят на коленях. Этим богослужением заканчивается пасхальный период, в течение которого не полагается совершать земные поклоны.
Православный календарь на июль
1 июля (пятница) – Начало Петрова поста.
Пост также имеет название Апостольского, в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Ежегодно начинается в разные числа – спустя неделю после празднования Пятидесятницы, но всегда длиться до 12 июля.
Пост создан в память о миссионерском труде и мученической кончине апостолов. Он не является строгим: на протяжении всего периода разрешается употребление в пищу рыбных блюд. Исключение – среда и пятница.
12 июля (пятница) – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Разрешается употребление рыбных блюд.
Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла назван в честь апостолов Христовых, распространивших благую весть по миру. Оба апостола встретили мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.
Православный календарь на август
14 августа (среда) – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Начало Успенского поста.
Точный греческий перевод слова "изнесение" означает "процессия". В древнем Константинополе была традиция: в августе верующие проносили Святыню крестным ходом вокруг города с мольбой об исцелении горожан.
В Русской Православной Церкви этот праздник присоединился к событию Крещения Руси, произошедшему 1 августа 988 года.
В этот день из алтаря каждого православного храма выносят украшенный крест и водружают его на середине храма для поклонения верующим.
В сам день праздника также принято освящать воду и мед нового урожая, после чего благословляется его вкушение.
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня дает старт подвигу Успенского поста.
19 августа (понедельник) – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Яблочный Спас.
Разрешается употребление рыбных блюд.
Само слово "преображение" переводится как "изменение формы". Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелиях (кроме Евангелия от Иоанна), так: апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа в Божественной и вечной славе.
В народе этот праздник носит название Яблочный Спас и всегда отмечается православными верующими 19 августа.
В Греции и Израиле праздник Преображения приходится на время созревания виноградных лоз. Христиане приносили спелые гроздья в храм для освящения и в знак благодарности Всевышнему. В наших широтах виноград распространен мало, но некоторые сорта яблок, например, в это время уже готовы к употреблению. Поэтому православные верующие несут в храм именно яблоки. Существует даже особая молитва – "На освящение начаток овощей (плодов)".
28 августа (среда) – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Разрешается употребление рыбных блюд.
"Успение" – устаревшее слово, в переводе на современный русский язык оно означает "смерть, кончина".
Праздник посвящен Божией Матери. В этот день Богородица приняла смерть и отправилась в Вечность к Господу. О смерти Пречистой Девы Марии известно из церковного Предания – источника православного вероучения, почитаемого вместе с Новым Заветом.
Этим событием у православных христиан заканчивается двухнедельный пост, по строгости сопоставимый с Великим.
29 августа (четверг) в народе отмечают Ореховый (или Хлебный) Спас. Это время сбора орехов, а также грибов. Наши предки в этот период заготавливали на зиму овощи и фрукты. Начиналось время засевания озимых культур.
Православный календарь на сентябрь11 сентября (среда) – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Строгий пост.
В этот день православные верующие вспоминают событие, описанное в Новом Завете – убийство великого пророка Божия Иоанна.
Святой Иоанн Креститель, предсказавший пришествие в мир Спасителя и крестивший Господа Иисуса Христа, был отправлен в темницу по приказу царя Ирода Антипы, правящего в то время в Галилее. Предтеча Господень уличал правителя и его окружение в смертных грехах и злодеяниях. Правитель Иудеи страшился казнить святого, потому что народ любил Пророка. Но Иродиада – жена его брата, с которой он сожительствовал (чем нарушал еврейский закон) – научила свою дочь Саломею, чтобы она попросила царя убить Иоанна. Был пир, на котором Саломея танцевала для Ирода и его гостей. Танец понравился присутствующим, и царь дал слово, что исполнит любое желание исполнившей этот танец. Дочь Иродиады попросила принести ей на блюде голову Пророка. Ирод повелел исполнить просьбу.
Вспоминание этого события тесно связано с бытовыми суевериями. Например, считается, что нельзя в этот день есть круглые плоды (арбузы, яблоки, лук и картофель), потому что они символизируют голову. Раньше в домах было принято прятать острые предметы, так как они напоминали орудие казни святого. Некоторые убирали со стола напитки красного цвета, символизирующие цвет крови Крестителя.
21 сентября (суббота) – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Поста нет.
Событие Рождества Божией Матери описано в Церковном Предании – в Протоевангелии Иакова (II век н.э.).
Мария родилась от благочестивых и богобоязненных престарелых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был царского происхождения, а Анна – дочерью первосвященника. Их бездетность была источником печали для будущих родителей и была презренна в иудейской среде.
Однажды, праведный Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенную жертву Богу, но первосвященник не разрешил ему этого сделать из-за бездетности Иоакима. В отчаянии Иоаким ушел в пустыню, чтобы помолиться, Анна же молилась дома. Перед ними возник ангел и сказал о том, что их молитва услышана и родится у них потомство, о котором будут говорить весь мир.
Новорожденную праведники по данному ими обету, посвятили Богу, отдав Марию воспитываться в Иерусалимский храм до совершеннолетия.
27 сентября (пятница) – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Строгий пост.
В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Об этом свидетельствует Священное Предание.
А также в этот день принято говорить о возвращение Животворящего Креста из Персии в Иерусалим греческим императором Ираклием в VII веке.
Оба события являлись значимыми для верующих тех лет. В память о них Церковь установила строгий пост.
Православный календарь на октябрь
14 октября (понедельник) – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Поста нет.
Тем не менее, Покров Пресвятой Богородицы отмечает только Русская Православная Церковь.
Православный календарь на ноябрь
28 ноября (четверг) – Начало Рождественского или Филиппова поста.
Филиппов пост называется так потому, что начинается после дня памяти апостола Филиппа. Заканчивается он к празднику Рождества Христова. К этому величайшему событию и готовит христиан период поста.
Православный календарь на декабрь4 декабря (среда) – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Разрешается употребление рыбных блюд.
В это день православные христиане вспоминают момент, когда святые Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить данный ими обет Господу – посвятить единственную и долгожданную дочь Богу. Праздник пришел к нам из Церковного Предания.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.