Ставка на высокотехнологичный экспорт и экологию: в Новополоцке реализуют уникальные инвестпроекты

2024-06-28 16:47

Новополоцк - яркая жемчужина в короне Витебщины. Кто в Беларуси и СНГ не слышал о "Нафтане" или "Полимире"? Объемы промышленного производства города - флагмана отечественной нефтехимии стабильно прирастают: только за последние три года увеличились в 1,6 раза. Сегодня это, ни много ни мало, половина объема промпроизводства всей области - цифры впечатляющие! Но у любого роста есть свои издержки. В нашем случае - экологические. Как в Новополоцке давнишнюю экологическую проблему смогли превратить в прибыльный импортозамещающий проект? Благодаря чему бывшее предприятие оборонного сектора стало главным поставщиком на конвейер ведущих российских и белорусских заводов? И когда здесь начнут выпускать комплектующие для белорусских электрокаров? Все ответы - в нашем репортаже.

Ход колесомВ промзоне Новополоцка компактно разместился Биомехзавод бытовых вторресурсов. Именно сюда свозят коммунальные отходы со всего города, сортируют и перерабатывают. С декабря прошлого года здесь появился современный комплекс по углубленной переработке изношенных шин и резинотехнических изделий с получением резиновой крошки и производство резинотехнических изделий. Сказать, что этот уникальный проект был важен для города, не сказать ничего. Но обо всем по порядку. С весовой, куда один за другим прибывают на взвешивание доверху груженые "МАЗы", идем, беседуя, вместе с главным инженером биомехзавода вторичных ресурсов Вадимом Кулешовым: - Проблема утилизации изношенных шин в Витебской области стояла довольно остро. В год здесь скапливается около 7300 тонн подобных отходов. А перерабатывать реально негде: в регионе таких предприятий не было. Ближайшие расположены в Могилеве за 300 км или в Гродно - за 500. Мало того что везти нужно далеко, так еще и платить за переработку. Так родилась идея, которую поддержало руководство города. По итогам рабочей поездки Премьер-министра в Новополоцк и Полоцк утвердили график ее реализации. Разработали бизнес-план, проектную документацию, прошли экспертизу. В итоге Минэкономики включило комплекс по углубленной переработке изношенных шин в пул проектов, реализуемых по принципу "Один район - один проект". Основные инвестиции - 6,1 млн рублей - выделил ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов", еще 800 тыс. рублей добавил завод. И процесс начал быстро набирать обороты.
За год сделали реконструкцию пустовавшего ранее цеха, по тендеру закупили оборудование - и 29 декабря 2023-го торжественно запустили производство.В январе новый комплекс по углубленной переработке изношенных шин (под который создано 23 рабочих места) выпустил пробную партию продукции. Она предназначена для покрытий детских площадок, спортивных сооружений и фитнес-центров и соответствует всем самым строгим гигиеническим нормативам. На площадке перед входом в комплекс подъехавший "МАЗ" только что выгрузил партию изношенных покрышек от тракторов и грузовиков. И мы наблюдаем за процессом их технологического превращения. Двое рабочих кладут здоровенную шину на «гильотину» – и огромный резак лихо рассекает ее на части. Конвейер доставляет их в шредер, где происходит измельчение. Из образовавшейся крошки металлодетектор затем извлекает металлический корд, а система аспирации - текстильный. Важно то, что ни один из этих компонентов не пропадет и будет использован в производстве вторичного сырья. - В рабочую смену линия перерабатывает около 5 тонн шин. На выходе получаем высококачественную резиновую крошку трех фракций: 1-3 мм, 2-4 мм и 3-5 мм. Сама по себе она уже готовое ликвидное сырье, которое продаем заказчикам, упаковывая в полипропиленовые биг-бэги. Однако с этого момента процесс трансформации только начинается, - демонстрирует нам возможности комплекса углубленной переработки инженер-технолог Мария Петрова. - Сейчас вы увидите, как старые изношенные шины становятся высококачественной плиткой. На отдельном участке в резиновую крошку добавляют краситель и клей, перемешивают. Цвет любой, какой пожелает заказчик (можно двухцветную, можно даже с рисунком). Затем сырье засыпают в специальные квадратные формы, добавляют клей, сжимают под прессом и ставят "допекаться" в сушильный шкаф при температуре 60-70 градусов. К концу смены погрузчик увозит на склад около 40 кв. метров готовой плитки 50х50 см.
"Этот проект – глоток свежего воздуха" - В год планируем перерабатывать порядка 3300 тонн резины. Из этого объема сможем произвести не менее 15 тыс. кв. метров плитки. Хотя плитка - это только часть наших возможностей. Оборудование комплекса также предусматривает выпуск других видов изделий, которые широко используются при благоустройстве жилых домов, - Вадим Кулешов показывает образцы готовой продукции и нисколько не сомневается, что она будет очень востребована, причем не только в Новополоцке. - Раньше городу и области приходилось закупать такую плитку в других регионах страны и за рубежом. Сейчас все есть на месте, свое и отличного качества.
После того как комплекс заработал, к биомехзаводу начали проявлять живой интерес предприятия из других областей. А также заказчики из Москвы, Петербурга, Брянска и Смоленска - спрос стабильный. Словом, новый цех - это показательный пример того, как можно сразу решить экономическую и экологическую проблему: создать новые рабочие места, на одном месте собирать, сортировать и перерабатывать отходы и производить из них импортозамещающую продукцию.
Проект реализуется шестой месяц - результаты уже есть. На данный момент с УП "Биомехзавод бытовых вторресурсов" заключили договоры на утилизацию и напрямую работают 85% предприятий области. В этом длинном списке лесхозы, автопарки, СПК, предприятия пищевой и химической промышленности, крупные и малые производства различной формы собственности. Очевидное преимущество, которым привлекают к себе новополочане, - бесплатный прием на утилизацию изношенных шин у юрлиц. Привез, отдал и забыл! Для населения по городу работает сеть выездных и стационарных приемных пунктов, где можно сдать комплект изношенной авторезины. Одно емкое слово: удобно. - Что и говорить, для всех новополочан и жителей Витебщины реализация этого проекта - глоток свежего воздуха. Зачем кому-то теперь рисковать и устраивать несанкционированные свалки в лесах и на полях, когда можно быстро и, главное, бесплатно расстаться с ненужными покрышками. Это то, чего так не хватало нашему промышленному городу. Это ощутимая инвестиция в будущее наших детей, в экологию региона, гарантия чистых природных массивов, - убежден Вадим Кулешов. - По документам срок окупаемости проекта 7 лет. Но уверен, это произойдет быстрее: многие соседние с Витебщиной районы проявляют живой интерес к переработке. А местный строительный трест уже начал использовать нашу продукцию при благоустройстве нового микрорайона. Испытания показали, что она прочная, травмобезопасная, не выгорает на солнце и не трескается на морозе. Забегая вперед, скажу: позже мы заглянем в этот современный микрорайон, расположенный в границах улиц Василевцы-Комсомольская. И увидим все своими глазами. Сейчас здесь идет масштабное жилищное строительство: уже введены в эксплуатацию 6 стильных жилых домов, еще 11 на очереди. И все детские площадки радуют глаз не только новыми игровыми городками, но и новенькой плиткой биомехзавода. Местная детвора шумно катается с горок и на качелях, то и дело проверяя на прочность упругое резиновое покрытие. Ребятам невдомек, какой долгий путь оно проделало до их уютного двора. В выигрыше все Первый заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Наталья Полякова не скрывает, что очень довольна реализацией проекта по переработке старых шин: - Госпрограмма "Один район – один проект", которую инициировал Глава государства, в данном случае попала в яблочко. 29 декабря 2023 года мы только перерезали красную ленточку, а вон уже посмотрите: более 80% предприятий области напрямую работают с биомехзаводом. Не сомневаюсь, что до конца года мы выйдем на 100%. Потому что в этом бизнес-плане все предусмотрено для удобства людей. Платить ничего не нужно, утилизация резинотехнических изделий фактически обходится по цене топлива, требуемого для их доставки. Теперь больше никто не копит этот мусор у себя на складах, в промзонах и не пытается от него избавиться сомнительным способом. Регион пополнился уникальным, не имевшим прежде аналогов производством и на долгие годы вперед решил свою давнишнюю экологическую проблему. А предприятие получило продукцию с высокой добавленной стоимостью, увеличило отчисление налогов в бюджет и повысило доходы своих работников. Как видим, в выигрыше абсолютно все. При этом нельзя не отметить старания и креатив руководства УП "Биомехзавод бытовых вторресурсов". Как оказалось, проект по утилизации старых шин стал третьим финальным звеном в череде реализованных предприятием новаций. Вначале из пластиковых бутылок, поступающих на сортировку, здесь стали извлекать ПЭТ-флексу. Этот компонент переработки и тогда, и сейчас весьма популярен у российских производителей. Через несколько лет здесь же из отходов ПЭТ-переработки наладили производство очень востребованных полимерно-песчаных плит. И вот, наконец, запущена линия по безотходной утилизации старых шин. Во всех трех случаях отходы переработки становятся реальными доходами завода, а экология города записывает на свой баланс несколько жирных зеленых плюсов. И это по-настоящему хозяйский подход! Отходы: разделяй и властвуй Четко прослеживается такой подход и в реализации еще одного масштабного проекта, который привлекает к себе пристальное внимание жителей всего региона. Речь, конечно же, идет о Новополоцком региональном комплексе по обращению с твердыми коммунальными отходами. Но география и название не должны ввести вас в заблуждение. Проект касается не одного населенного пункта, а сразу четырех районов области: Полоцкого, Ушачского, Россонского и города областного подчинения Новополоцка. За подробностями выезжаем на место. В 15 км от Новополоцка сворачиваем с трассы влево - и сразу попадаем в кипящий строительный котел. На нескольких гектарах расчищенной от леса территории работают десятки единиц техники и около сотни строителей. Здесь, на территории уже Полоцкого района, возводят новый современный завод по переработке мусора мощностью 80 тыс. тонн в год. И судя по габаритам, это будет что-то выдающееся. - Существующий полигон ТБО города Новополоцка давно себя исчерпал и нуждается в рекультивации. Мы его закроем, как только этот завод будет достроен и введен в эксплуатацию, - идем по объекту с Вадимом Кулешовым и главным инженером ОАО "Трест №16 г. Новополоцк" Александром Сафроновым. - Без сомнения, это будет объект с новейшими технологиями, которые позволят в полуавтоматическом режиме сортировать и перерабатывать бытовые отходы, свезенные из четырех районов области. Кроме того, получать пре-ПДФ-топливо, пригодное для сжигания и выработки тепловой энергии. Проект прошел экологическую экспертизу, строительные работы ведутся с октября 2023 года. В рамках инвестпрограммы Витебской области открыта кредитная линия Банка развития - 46 млн рублей. По плану, первая очередь комплекса должна быть сдана к октябрю 2025 года.
 К моменту ввода в эксплуатацию здесь будет создано около 140 рабочих мест. А сам полигон станет одним из подразделений УП "Биомехзавод бытовых вторресурсов". Дело умной техники А наш путь дальше лежит на ОАО "Измеритель" - легендарное новополоцкое предприятие, где вот-вот начнется реализация еще одного, значимого уже для всей страны инвестпроекта.
В советское время это было закрытое военно-промышленное производство с повышенным режимом секретности и 10 тыс. работников. В нескольких огромных корпусах завода производили уникальную радиоэлектронную аппаратуру для космических и научно-исследовательских программ. Достаточно сказать, что именно здесь изготавливались некоторые компоненты для многоразового космического шаттла "Буран". - После распада СССР были нарушены все производственные цепочки, заказы по линии ВПК прекратились… Ряд корпусов опустели. Сегодня на "Измерителе" работают 400 человек, здесь производят в основном умные приборы для измерения, тестирования и навигации автотракторной техники, - вводит в курс дела по пути на предприятие Наталья Денисик, начальник управления экономики Новополоцкого горисполкома. - Самое главное, что здесь удалось сохранить свое конструкторское бюро и сильную инженерную школу. Именно она позволяет выполнять под ключ заказы любого уровня сложности для ведущих конвейеров Беларуси и России. После модернизации одной из линий, на которые выделяются средства по госпрограмме "Один район - один проект", "Измеритель" сможет выпускать высокотехнологичную экспортно ориентированную продукцию. Пройдя проверку документов на входе (прежний режим секретности еще дает о себе знать!) и облачившись в белые халаты, мы поднимаемся на лифте в сборочный цех. Точнее говоря, на участок поверхностного монтажа и селективной пайки плат. Работающая здесь линия устанавливает чип-компоненты на печатные платы со скоростью 30 тыс. в час. 
Производит все это быстро, четко и технологично, как в фильмах о суперсовременных лабораториях закрытого типа. На наших глазах платы превращаются в готовые реле поворотов и комплекс приборов для новейших тракторов МТЗ. - Сегодня наша основная продукция – готовая автотракторная электроника: системы управления, контроллеры, различные линейки датчиков. Давно и тесно сотрудничаем с Гомсельмашем, МТЗ, Петербургским тракторным заводом, Ростсельмашем, БЕЛАЗом, МАЗом, "Амкодором". Сейчас идут переговоры с Брянским тракторным, – демонстрирует готовую продукцию и возможности предприятия Артур Басак, заместитель главного конструктора – начальник КБ ОАО "Измеритель". - Последние 3-4 года из-за санкционных ограничений спрос на наши изделия в России и в целом СНГ многократно возрос. Ведущие российские конвейеры начали размещать у нас объемные заказы - от разработки до выпуска готового изделия. Например, сейчас для петербургского тракторного завода мы проектируем новую систему управления коробкой передач. Серьезный интерес к сотрудничеству с нами проявляют Ижевский радиозавод и КамАЗ.Новации на электротяге Однако существующего оборудования и мощностей уже не хватает для реализации всех заказов. Решить эту важную для «Измерителя» задачу должен новый проект "Создание специального производства электронных устройств и систем управления различного назначения". В чем его суть? - Этот проект предполагает выпуск не только пассивных устройств, но и сложных: от систем управления автоматической коробкой передач до систем контроля навесного оборудования. Для этого нам нужно самое современное металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ: токарные и фрезерные обрабатывающие центры, специализированное оборудование для заливки, автоматическая линия для нанесения влагозащитных покрытий, - перечисляет Наталья Герасимова, главный технолог предприятия. - На выходе получим готовые изделия и их блоки с высокой добавленной стоимостью. Это и пульты управления, и датчики, и контроллеры, и бортовые компьютеры с большими мониторами. "Бумажная часть" проекта полностью завершена. Составлен и утвержден бизнес-план, проект включен в программу "Один район – один проект", открыта кредитная линия при поддержке Банка развития. Сейчас ведется подбор персонала и составление перечня необходимого оборудования. На реализацию проекта, который стартует в IV квартале этого года, предусмотрено 2,4 млн рублей заемных средств, плюс собственные финансовые ресурсы ОАО "Измеритель". Под новую производственную линию создают 20 рабочих мест.- Для предприятия польза очевидна. Это и освоение высокотехнологичной, крайне востребованной на рынке продукции, и расширение номенклатуры своих изделий. Но самое главное, это означает появление у нас новых разработок и технологий, которые впоследствии будут использованы в отечественном авто- и сельхозмашиностроении. Ведь держателем всей конструкторской документации на разрабатываемые новинки является наше КБ, - рассуждает Артур Басак. - Во многом все это стало возможно благодаря тому, что на предприятии удалось сохранить высококвалифицированные кадры и обеспечить преемственность поколений. В конструкторском отделе "Измерителя" сегодня 25 инженеров-конструкторов (15 из них – разработчики), которые могут взяться за производство под ключ изделия любого уровня сложности. Это очень ценят как крупные российские концерны, так и белорусские заводы. К примеру, по заказу Объединенного института машиностроения на "Измерителе" вскоре будут изготавливаться комплектующие для белорусского электромобиля на базе Geely X50. Это и инверторы, и блоки коммутации, и модули пассивной балансировки, и контроллеры. Пилотную партию завершат к концу года. В перспективе, если все получится, планируют ежемесячно выпускать до 10 тыс. изделий для отечественных электромобилей.
Новый производственный пульс в цехах "Измерителя" вдохновляет и коллектив, и городскую администрацию. И молодых конструкторов, которые просятся работать сюда после завершения вуза. Это новое позитивное веяние чувствуют все, кто побывал здесь. Поэтому в ближайших планах мэрии - создать на базе предприятия городской научно-технологический парк. Думается, он сможет с пользой и, главное, реальной отдачей занять те корпуса, которые достались предприятию по наследству еще с советских времен. Для этого научно-технологический парк Полоцкого госуниверситета вскоре планируют реорганизовать: в его состав на правах соучредителей войдут ОАО "Измеритель" и Новополоцкий горисполком. Впрочем, Новополоцк прирастает не только цехами и производственными линиями. В микрорайоне №9 уже перед самым отъездом нам показали новый детский сад на 200 мест. Его строительство 16-й трест планирует завершить уже к ноябрю этого года. Современный проект с бассейном и всеми возможными удобствами для активностей и здоровья малышни финансирует городской бюджет. Новый садик станет хорошим подарком к ноябрьским праздникам и лучшим ответом на запрос молодых родителей этого перспективного, быстрорастущего микрорайона. *Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Фото Надежды Костецкой