Образование в 1990-х и сегодня. О развитии сферы и пути к школе-храму

2024-09-02 18:13

"Назрела тема для серьезного разговора с вами - поколением, которому предстоит продолжить исторический путь Беларуси в меняющемся с бешеной скоростью мире", - заявил Президент на "Открытом микрофоне" в Витебском госуниверситете имени П.М. Машерова. Это мероприятие в очередной раз показало: Президент слово держит. Ведь всего несколько дней назад, на Республиканском педсовете, Александр Лукашенко сказал, что планирует посетить ряд региональных и столичных учебных заведений. Глава государства на Республиканском педсовете спросил, стала ли школа храмом. Мне кажется, это важный вопрос в образовании. И для меня лично важно, как это реализовать. Здесь вспоминается ситуация, когда в 1994 году в своей предвыборной программе Александр Григорьевич сделал ключевым тезисом лозунг "Запустить заводы". В оппозиции, так называемом параллельном мире, изгалялись над ним как могли, красовались "всезнающие спецы", насмехались все кому не лень. А лозунг ушел в народ, вселил надежду. И заводы запустить удалось - кропотливой и вдумчивой работой. Сейчас аналогичная ситуация. Лукашенко видит на десятилетия вперед. Сделать дорогу к храму-школе - дело для всех нас.

 
"Отвести юных от пропасти"
Вспомним 31 августа 1996 года, когда в резиденции Президента в первый раз прошел Республиканский педсовет. Передать дух времени и стоявшие тогда перед отраслью образования задачи помогает краткий перечень заголовков тех лет, появившихся после мероприятия: "Отвести юных от пропасти", "У асяроддзі маладых людзей усё часчей гучыць пытанне: "Як жыць далей?", "Президент наступает на коррупцию в вузах", "Круговорот долгов в образовательной сфере", "Перекрыть "черные ходы" к высшему образованию", "Прэзідэнскі наступ на злачыннасць пры правядзенні ўступных экзаменаў у ВНУ Беларусі".
 
Многое из этого перечня, из тех проблем давно решено. Мы вышли как страна на более высокий уровень и работаем на развитие и образ будущего. Мы уже забыли о тех проблемах, которые сегодня одолевают даже могущественные государства. Например, США. В конце августа того же 1996 года президент США Билл Клинтон сказал: "Уровень преподавания в государственных школах таков, что очень часто их выпускники практически не умеют читать и писать". Исправить ситуацию, по мнению тогдашнего американского лидера, должны были помочь $2,75 млрд, которые он в рамках предвыборной кампании пообещал выделить на программу борьбы с неграмотностью. Выборы он выиграл, ситуация в образовании США до сих пор не улучшилась. Так совпало, что введение тотального тестирования в образовании стало началом деградации США как сверхдержавы.
 
По уровню образования Беларусь - в числе лидеров
Сегодня в системе образования Беларуси задействовано около 7 тыс. учреждений, на всех его уровнях обучается и воспитывается более 2,2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей. Этот процесс обеспечивают более 422 тыс. сотрудников, в том числе порядка 219 тыс. педагогических работников. Отрасль образования является самой многочисленной в стране.
 
Согласно отчету ПРООН о человеческом развитии, по показателям в сфере образования Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран. По показателю "Ожидаемая продолжительность обучения" мы занимаем 27-е место среди 189 стран. По показателю "Средняя продолжительность обучения" - 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения страны составляет 99,6%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения - 98%.Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко, бывший министр образования, на педсовете компетентно сказал: "Образование - сложная, многоуровневая система, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Не случайно Президент Беларуси уделяет столь пристальное внимание отрасли образования. Несомненно, система образования должна развиваться и совершенствоваться в интересах личности, общества, государства".
Лукашенко на Республиканском педсовете спросил, стала ли школа храмом, и призвал не ретушировать проблемы Лукашенко: мы вкладываем и будем вкладывать средства в сферу образования Лукашенко: люди, работающие в сфере образования, должны быть безупречны Позже на семинаре-совещании по развитию системы образования Игорь Карпенко (уже как председатель общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования) отметил: "Система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство". Он подчеркнул ряд аспектов, на которых стоит сконцентрировать внимание: качество образования, патриотическое воспитание, совершенствование работы социально-педагогической и психологической службы, укрепление дисциплины и порядка, работа с одаренными детьми и молодежью, профильное обучение, совершенствование механизма взаимодействия учреждений образования и заказчиков кадров.
Дошкольное образование - образец Если охват детей 1-6 лет учреждениями дошкольного образования (УДО) в Беларуси в 1994 году составлял 58,5%, то в 2023 году - 88,5%. Мы уже учитываем обеспеченность УДО средствами обучения, сейчас в целом она составила 90,3%, а также обеспеченность надворным оборудованием (80%). Система дошкольного образования в Беларуси для многих стран мира - недосягаемый образец, эталон. В 2021-2024 годах введено в эксплуатацию 43 УДО на 8616 мест, проведено 8 реконструкций. Все годы независимости мы строим садики с бассейнами. Однако "параллельный мир" с самого начала установления в нашей стране института президентства нудно навязывал свое видение. Вот заголовки статей середины 90-х: "Расколатае грамадства", "Новае "згубленае пакаленне?" Інкубатар "гома саветыкус", "Працяг беларускага эксперіменту".Да, мы продолжаем белорусский эксперимент в образовании. Но на Республиканском педсовете Президент дал понять: "Существенных изменений, как я уже обещал, в системе образования больше не будет…Там, где нужна будет дошлифовка, мы это сделаем. Дошлифовка всегда нужна будет".Профтех - предмет гордостиНа одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба к Владимиру Путину оказать помощь в подготовке квалифицированных рабочих. На что Путин ответил: "Вы знаете, у нас еще большая проблема. Если вам что-то и поможет, это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили".
Лукашенко: мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование
"Главное, мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование", - предупредил глава белорусского государства. Иначе, по его словам, будут колоссальные проблемы.Профтех за годы независимости стал одним из символов Беларуси. Профессионально-техническое (ПТО) и среднее специальное образование (ССО) - важнейший ресурс белорусского государства, один из главных механизмов экономического роста и реализации инноваций, символ модернизации страны. Это к словам Президента, что в Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда.
Лукашенко: в Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда
Мы гордимся, что сохранили и постоянно развиваем традиционные и перспективные направления профессионально-технического обучения.Белорусская система профессионального образования начиналась в Могилевской губернии, когда в 1840 году Горы-Горецкая земледельческая школа приняла первых учеников. Особое развитие профтех получил в годы СССР.Сейчас учреждения системы работают в интересах различных категорий населения и равномерно распределены по регионам. Реализуют программы ПТО и ССО в стране 226 колледжей и 36 иных учреждений, в них обучаются более 170 тыс. человек.В колледжах функционирует 52 центра компетенций, на их базе внедряются в образовательный процесс современные технологии, там применяются новейшие средства обучения. Причем обучаются не только юные граждане, проходят переподготовку и взрослые.Республиканский институт профессионального образования (единственное подобное учреждение на постсоветском пространстве!) имеет статус базовой организации государств СНГ по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования.Представители Беларуси побеждают в международных конкурсах профмастерства. Конкурсы при поступлении в учреждения профтеха иногда бывают не меньше, чем при наборе на аналогичные специальности в вузы. Отсюда и прозвучавшее предложение на педсовете от директора Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий имени Н.М.Жижеля Инессы Кузьминой: "Предлагаем активно на государственном уровне продолжить формирование в обществе имиджа человека труда. Этому могут способствовать, на наш взгляд, внимание популярных блогеров, наличие достоверной актуальной информации об условиях труда и перспективах развития профильного сектора экономики. Кроме того, для учащихся и педагогов колледжей станет знаковым возвращение на государственном уровне Дня профессионально-технического и среднего специального образования".Белорусским медиаресурсам, на мой взгляд, стоит обратить пристальное внимание на сферу образования, смелее и ответственнее формировать информационную повестку исходя из национальных интересов. Необходимо снимать художественные и документальные фильмы, делать познавательные и популярные программы, писать книги и очерки о системе образования.Учеба и наука в основе всегоЕще в 1995 году звучало справедливое мнение Президента, что "навука з’яўляецца прадукцыйнай сілай грамадства" и что "Вучоныя і прамыслоўцы павінны стаць саюзнікамі". Поставленный вопрос остается актуальным сейчас. И зачастую по вине промышленности. Не зря Президент опять поднял тему на Республиканском педсовете: "Сверхидея, достижению которой подчинены все решения, принимаемые на таких совещаниях, - развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. Для этого нам нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт, внедрять его в реальное производство и социальную сферу".
Лукашенко потребовал расширить возможности для способной молодежи реализовать себя в науке
Для этого школа действительно должна быть храмом знаний. Знаю ряд школ, куда всеми силами стремятся попасть дети. Например, в гимназию №1 имени Ф. Скорины г.Минска, которая держит марку одной из лучших в стране по языковой подготовке еще с советских времен.В мою родную обычную СШ №47 в г.Минске хотят попасть спортивные ребята с разных регионов Беларуси. Здесь ребята овладевают 38 видами спорта (в 1995-м было всего 7 видов). Результат: из школы вышли 5 олимпийских чемпионов и призеров Игр, 4 заслуженных мастера спорта, 20 мастеров спорта международного класса, около 180 мастеров спорта и свыше 2000 кандидатов в мастера, спортсменов-разрядников не считали.
Лукашенко: люди, работающие в сфере образования, должны быть безупречны Лукашенко прокомментировал ситуацию со школьной формой Лукашенко: мы вкладываем и будем вкладывать средства в сферу образования
Среди знаменитых выпускников школы - гимнастка-художница Алина Горносько, бронзовый призер Олимпийских игр в Токио, чемпионка мира в упражнении с лентой и многократный призер чемпионатов мира, серебряный призер чемпионата Европы по художественной гимнастике в личном многоборье и многократный призер чемпионатов Европы; самбистка Вера Гореликова, чемпионка Европейских игр, чемпионка Европы среди юниорок, бронзовый призер чемпионата Европы и мира среди девушек 2019 года, тренер по самбо; Егор Щелканов, серебряный призер по плаванию летних Паралимпийских игр 2020 года в Токио, который сейчас выступает на Паралимпийских играх в Париже. Думается, следует также рассмотреть опыт таких учреждений образования, как Минская государственная гимназия-колледж искусств, где под одной крышей объединены гимназия и престижный колледж с неимоверным конкурсом. Сюда стремятся не только из Беларуси, но даже из Китая. Сдерживает отсутствие общежития.Президентский ход в поддержку талантовВ сентябре 1994 года молодой лидер страны сделал неожиданный ход: "Президент потребовал списки талантов", как писала пресса. Александр Григорьевич поручил руководству Академии наук представить список самых талантливых людей республики, дабы впоследствии создать фонд для их поддержки.В "параллельном мире" это решение стали комментировать в своем стиле. Мол, списки составляют для погранконтроля, чтобы таланты отлавливать на границе и запрещать им выезд из страны. Снова оппозиция соврала.Но слова Александра Лукашенко не расходятся с делом. Был создан специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (указ №19 от 12 января 1996 года). Со дня его основания фонд принял решения о поощрении почти 42 тыс. учащихся и студентов, более 4 тыс. педагогических и научных работников, внесших особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Такая форма поддержки показала свою высокую эффективность!-0-