\"Сельчанам стало проще\". Старожилы Пинского района рассказали о жизни после объединения Беларуси

2024-09-17 10:30

Чуть больше века назад наша нация по условиям Рижского договора оказалась разделена. Жизнь по обе стороны границы протекала по-разному. В 1939 году историческая справедливость была восстановлена: белорусский народ воссоединился. В Западной Беларуси, где из-за политики ополячивания родная культура и язык притеснялись, начали открывать белорусскоязычные школы. На территории современной Брестской области в 1939 году открыли 20 школ: начальных, семилетних и восьмилетних, средних. В Бресте в тот период возникла идея создания академического театра драмы. Свидетелей событий тех лет остается не так много. Старожилы Пинского района поделились с корреспондентами БЕЛТА собственными воспоминаниями и своих родителей.С приходом советской власти в деревне Лопатино в 1939 году открыли начальную школу. "Так как еще не было местных учителей, которые бы имели профессиональное образование и могли учить детей, то некоторое время учительницей была полька по национальности Якацкая. Отзывы о ней очень положительные. Говорят, она даже владела навыками оказания первой помощи. Рассказывали, что спасла мальчику жизнь. Школа находилась на том месте, где сейчас в агрогородке расположен колхозный двор. По описанию она была очень красивая, с большими окнами. Там учились первые и вторые классы. Детей было много, они были разного возраста", - рассказала учитель истории Лопатинской средней школы Татьяна Козел.

Надежда Остапчук родилась и всю жизнь прожила в Лопатино. "Родители рассказывали, что при Польше были очень жестокие порядки. Школу польскую навязывали, язык изучали. Моя мама тоже ходила в польскую школу и не могла никак перейти на русский или белорусский язык, все время разговаривала по-польски", - отметила 89-летняя сельчанка. Ее отец в Лопатино руководил церковным хором, мама была домохозяйкой. "Вспоминали, что с приходом советской власти многим сельчанам стало проще жить. Вы же знаете, что у людей была земля, ее надо было делить между сыновьями. Поэтому земли было мало, а жили все с земли, с хозяйства. Пришла советская власть, панов прогнали, землю у них забрали. Бери - работай", - добавила Надежда Владимировна.
Она была одной из тех, кто в 1941 году пошел в первый класс. Местной детворе нравилось ходить в школу, хотя из учебников у них были только буквари. Занятия продлились недолго. В деревню пришли немцы и прогнали учеников из школы, разместив там то ли комендатуру, то ли госпиталь. Чтобы здание не досталось оккупантам, его сожгли партизаны. "А в 1945 году снова пошли в школу. Вместе с теми, кому только надо было начинать учиться, пошли в первый класс и более старшие. Была сбордружина. Открыли два первых класса. Проучились год: кто хорошо учился, тех перевели в третий класс, остальных - во второй. Я попала в третий класс. Учиться было очень тяжело, но терпели. Перешли в четвертый, а потом у нас организовали пятый класс", - вспомнила Надежда Остапчук. Сельчане неохотно отдавали детей учиться, потому что нужны были помощники по хозяйству. Учителя буквально ходили по дворам и уговаривали родителей отпустить сыновей и дочерей в школу. После окончания войны обучение было организовано в двух деревенских домах. К середине 1950-х годов в Лопатино построили новое здание школы, это была семилетка. Туда приходили учиться ребята из соседних деревень после окончания начальной школы. "Нам с большим трудом доставалась учеба. А теперь у детей все есть, их и подвозят, и питание организовано. А тогда дети за несколько километров ходили пешком, их никто не кормил в школе. Было тяжело, но они тянулись к знаниям, - подчеркнула женщина. - Я была из первого выпуска Лопатинской семилетней школы. Мама была вдовой, крутилась, чтобы поднять детей. У нас в доме жили учителя. Нам близка была эта профессия: и я, и младшая сестра стали учительницами". Соглашусь, нынешние школьники не представляют, в каких условиях приходилось получать знания их сверстникам более полувека назад. "Сейчас у нас 69 учеников. Мы постоянно занимаемся исследовательской работой, прослеживаем параллели. Конечно, наша школа идет в ногу со временем, но не забываем традиции", - заметила учитель истории Лопатинской средней школы Татьяна Козел. До воссоединения с БССР Западная Беларусь была аграрным и слабо развитым регионом в составе Польши. В Пинском районе до сих пор сохранилось польское наследие. В частности, в Лопатино местные жители рассказали, что в агрогородке остались следы панской ледовни. Деревни Дубое и Юхновичи соединяет дорога из трилинки. Такое же покрытие есть на дороге Пинск-Столин. Эту шестигранную плитку делали в польский межвоенный период.После 17 сентября 1939 года экономическая ситуация на территории Западной Беларуси стала меняться к лучшему. С этого времени берет отсчет история некоторых предприятий, которые работают до сих пор. Тогда, например, начали создавать лесные хозяйства, деревни объединялись в колхозы. В ОАО "Ставокское" решили по крупицам собрать историю хозяйства, начиная от истоков основания первого колхоза. "Захотели создать книгу, в которой будут исторические факты о становлении хозяйства после объединения Западной и Восточной Беларуси. Хотелось видеть жизнь сельчан, развитие всей территории: и образование, и культуру, и здравоохранение. Собрали воспоминания людей. Попросил, чтобы отразили вклад участников войны, которые дали нам возможность жить и работать в свободной стране. Книга еще в разработке, но она будет издана ко Дню работников сельского хозяйства", - рассказал директор сельхозпредприятия Александр Новик. Как правило, изначально в каждой деревне создавали свой колхоз. Великая Отечественная война помешала их становлению, однако после ее окончания сельчане восстановили хозяйства. Постепенно колхозы из нескольких деревень стали объединяться, через время снова происходило укрупнение. "И так дошло до создания одного сельхозпредприятия. На землях "Ставокского" расположены 19 населенных пунктов, три сельских совета, в которых проживает 2775 человек. Их родственники стояли у истоков создания колхозов. У нас заведующей центральным складом работает 70-летняя Мария Дешко. Она всю жизнь трудится в хозяйстве, ее родители отсюда родом", - обратил внимание руководитель ОАО. Отец Марии Ивановны родился в 1923 году. Подростком вступил в колхоз. "Тогда работали в основном молодые, кто на повозках, как кому приходилось. Отец тоже с самого начала вступил в колхоз, его семья была середнячками. В 1941 году папу забрали на войну. Вернулся невредимый, с орденом, и продолжил работать в хозяйстве. Трудился на ферме. Конечно, жизнь трудная была. Колхозы только начинали организовываться. Сами представьте, как это тяжело было. Мало того, еще и свое подсобное хозяйство держали. Помню, две коровы было, стадо овец. Родители воспитали шестерых детей", - поделилась некоторыми фактами из жизни семьи Мария Дешко. Ее мама всю жизнь проработала в колхозе, была и дояркой, и полеводом.
Семья Марии Хлебус из деревни Новоселье тоже всю жизнь проработала в сельском хозяйстве. По ее словам, семья отца жила в достатке. Предприимчивый сельчанин купил участок земли, леса и болота, который продал польский владелец, вероятно, чувствуя скорый приход советов. "Там был сенокос, надо было держать лошадей, коров, кормить скот. Помню, маленькая была, меня брали на сенокос. Отец ставил на стожок, чтобы я ногами топтала сено. Его перевозили зимой, когда замерзало болото. Вокруг вода стояла, рыбы было много", - отметила Мария Яковлевна.
Отец женщины был одним из основателей колхоза в родной деревне. Он добровольно передал в собственность хозяйства клуню. Там планировали сделать конюшню. "Лошадей уже привели, и кто-то поджег. Возможно, кто-то во вред сделать хотел. Была версия, что за скотом ухаживал старик, видимо, бросил папиросу - и загорелся сарай. Кто его знает, как там получилось. Семь лошадей сгорело. Отца поповызывали на суд. Подозревали, что он сам поджег клуню, - рассказала сельчанка. - Вскоре началась война, и отца забрали. Он был сильно ранен. После окончания войны работал сторожем на ферме. Мало пожил, потому что подорвал здоровье". Как и отец Марии Хлебус, многие мужчины на войне были тяжело ранены. В деревнях было немало погибших. Восстановление сельского хозяйства легло преимущественно не плечи женщин и детей. На их долю выпал адский труд. Они обрабатывали землю и убирали урожай, делали коровники и конюшни, досматривали скот. Эти люди оставили достойное наследие. Пинский район сейчас занимает лидирующие позиции по поголовью крупного рогатого скота.
В числе заподнобелорусских территорий Пинщина 12 ноября 1939 года официально вошла в состав БССР. Импульс для развития получили практически все сферы народного хозяйства. "Началась прокладка дорог, расчистка мелиоративных каналов, строительство ферм. В райцентре начал вещание трансляционный радиоузел, в домах жителей появились радиоточки. Бесплатное образование резко расширило число учащихся. Больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты на селе и медпункты на предприятиях стали обслуживать население бесплатно. В течение нескольких месяцев вместо 33 врачей, работавших "за польским часом", в регионе стало 142. Открылись областная и районная больницы, родильный дом, районная и детская поликлиники, санстанция, женская консультация, молочная кухня, специализированная больница уха, горла и носа", - перечислил несколько интересных исторических фактов начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Пинского райисполкома Юрий Бушик.
Старательно и по крупицам в регионе собирают сведения о его прошлом. Ученые и краеведы выяснили, что на всей территории нынешнего Пинского района с 1921 по 1939 год была всего одна амбулатория, она работала в Логишине. В те времена в Пинске была единственная на всю округу поветовая больница. Лечение там можно было получить только за деньги. Как говорится, почувствуйте разницу.Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,фото Виолетты ЮЖАКОВОЙ,БЕЛТА.-0-