Указ о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Беларуси

2016-02-23 21:22

Указ

Президента Республики Беларусь

№78

О мерах по повышению эффективности

социально-экономического комплекса

Республики Беларусь

Главным приоритетом социально-экономической политики Республики Беларусь является человек, поддержка семьи, детей и стариков. За годы независимости страны сформировано государство для народа. Развивается образование, здравоохранение, инфраструктура, укрепляется национальная безопасность.

Нарастание негативных явлений в мировой экономике, сокращение спроса на наших традиционных экспортных рынках, резкое падение цен на нефть и сырьевые товары, геополитическая нестабильность привели к ухудшению условий внешней торговли Республики Беларусь.

В современных условиях внешнеэкономических процессов и их отрицательного влияния на национальную экономику необходимы своевременные меры по обеспечению экономической безопасности, социальной стабильности и формированию дополнительных условий для возобновления устойчивого экономического роста. Реализация на практике внутренних резервов развития требует инициативной и эффективной работы руководителей предприятий, принятия вертикалью власти решительных и системных мер.

В этих целях п о с т а н о в л я ю:

1. Повышение эффективности функционирования экономики:

1.1. Совету Министров Республики Беларусь:

принять дополнительные меры для обеспечения:

прибыльной работы государственных предприятий при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25 процентов;

повышения платежной дисциплины во взаиморасчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке;

роста и диверсификации экспорта;

рационального импортозамещения;

ускоренного развития малого и среднего бизнеса и вовлечения его в экспортную деятельность и импортозамещение;

привлечения иностранного капитала в развитие и создание производств;

экономии ресурсов организациями всех форм собственности и повышения качества производимой продукции (работ, услуг);

совместно с Национальным банком поступательного снижения ставок по кредитам в экономике;

выработать предложения по:

приватизации (отчуждению) объектов государственной собственности на принципах прозрачности, оперативности и эффективности;

применению упрощенных процедур финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;

1.2. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек;

реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн. долларов США ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников;

обеспечить в течение 2016 года сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму не менее 100 млн. долларов США;

обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь;

активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить широкий и упрощенный доступ к кредитным линиям Китайской Народной Республики, выделяемым на реализацию инвестиционных проектов, установив отраслевые приоритеты их использования. Активно привлекать прямые иностранные инвестиции;

обеспечить в 2016 году снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50 процентов по всему комплексу названных услуг. Дополнительные доходы по системе Министерства энергетики от снижения объемов перекрестного субсидирования направить на снижение тарифов на энергоресурсы для промышленных потребителей в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

1.3. Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук обеспечить активное внедрение отечественных технологий в фармацевтику, агропромышленный комплекс, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов и иные сектора высших технологических укладов;

1.4. руководителям государственных органов:

обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие;

организовать разъяснительную работу с населением для популяризации предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы граждан;

1.5. возложить на председателей районных (городских) исполкомов персональную ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций;

1.6. уполномочить председателей районных (городских) исполкомов принимать в порядке, утверждаемом Президентом Республики Беларусь, оперативные решения по передаче в доверительное управление предприятий как имущественных комплексов устойчиво неплатежеспособных коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, в том числе с правом последующего приобретения таких имущественных комплексов доверительным управляющим, надлежаще выполнившим условия договора доверительного управления, а также по изъятию и предоставлению используемых такими предприятиями земельных участков (при сохранении целевого назначения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда) доверительным управляющим и (или) эффективно работающим субъектам хозяйствования (инвесторам) в установленном порядке;

1.7. установить, что:

основным критерием для оказания государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования является реализация ими в рамках государственных программ инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости;

экспортные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" организациям, не являющимся резидентами, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

часть процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами кредитополучателям-нерезидентам для приобретения белорусских товаров (в том числе по лизинговым схемам), компенсируется Республикой Беларусь в 2016 - 2017 годах за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на соответствующие цели;

начальная стоимость продажи предприятий как имущественных комплексов, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, определяется по рыночной стоимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

2. Сбалансированное исполнение бюджета 2016 года и меры социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан:

2.1. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары;

сформировать в 2016 году резервы в республиканском бюджете в размере до 8 трлн. рублей для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, в местных бюджетах - до 2,8 трлн. рублей для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг;

принять исчерпывающие меры по:

минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7 процента;

оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2016 год, прежде всего за счет уменьшения расходов на:

непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт);

содержание органов государственного управления, местного управления и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих;

возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым в рамках государственных программ и мероприятий (за исключением кредитов на жилищное строительство), увеличив ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов по этим кредитам;

дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и в бюджет г.Минска;

2.2. руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников);

2.3. Совету Министров Республики Беларусь для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан внести предложения по:

увеличению с 1 марта 2016 г. бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

усилению с 1 марта 2016 г. механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера;

внедрению с 1 октября 2016 г. безналичных жилищных субсидий для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг;

2.4. Советам депутатов областного и базового территориальных уровней рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.

3. Обеспечение обслуживания и своевременного погашения валютных обязательств:

3.1. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку:

проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, покрывающего трехмесячный импорт товаров (работ, услуг), а также краткосрочные долговые обязательства Республики Беларусь в иностранной валюте;

обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств, в том числе посредством рефинансирования, под персональную ответственность:

Премьер-министра Республики Беларусь - по погашению валютного долга Правительством и республиканскими органами государственного управления;

Председателя Правления Национального банка - по погашению валютных обязательств Национального банка;

председателей облисполкомов и Минского горисполкома - по погашению валютного долга местных органов управления и самоуправления;

руководителей организаций и коммерческих банков - по погашению валютного долга этих и подчиненных им организаций;

3.2. уполномочить Совет Министров Республики Беларусь на подписание межправительственных и международных договоров, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов от международных финансовых организаций, содержащих положения, отличные от норм законодательных актов Республики Беларусь, с последующей ратификацией таких договоров в установленном порядке.

4. Полномочия и ответственность кадров:

4.1. оценку эффективности работы кадров осуществлять по следующим основным критериям:

Премьер-министра Республики Беларусь и его Первого заместителя - по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом Правительства;

Председателя Правления Национального банка - по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Национального банка, наращивания международных резервных активов Республики Беларусь;

заместителей Премьер-министра, Министра иностранных дел - по росту и диверсификации экспорта;

руководителей республиканских органов государственного управления - по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль, рациональному импортозамещению;

председателей областных, Минского городского исполкомов - по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональному импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест;

председателей районных (городских) исполкомов - по числу созданных новых рабочих мест;

руководителей государственных предприятий - по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг);

4.2. для повышения оперативности принимаемых решений, сокращения сроков административных процедур наделить полномочиями Совет Министров Республики Беларусь устанавливать сроки согласования государственными органами, в том числе подчиненными Президенту Республики Беларусь, проектов законодательных актов по важнейшим вопросам государственного регулирования в экономической сфере;

4.3. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь и Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь до 1 июня 2016 г. внести предложения по:

сокращению излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов;

совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в том числе за рубежом), повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития;

совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных организаций, а также организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству;

минимизации надзорных проверок, сокращению надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышению роли прокуратуры в обеспечении законности;

4.4. Совету Министров Республики Беларусь в течение 2016 года обеспечить:

пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы;

корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).

5. Обеспечение неприкосновенности собственности:

Генеральной прокуратуре и судам обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией Республики Беларусь гарантии защиты собственности.

6. Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитету государственного контроля, Национальному собранию Республики Беларусь, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

7. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

23 февраля 2016 г.

г.Минск.-0-

Есть вопрос. За счет чего планируется повысить эффективность функционирования экономики Беларуси?
Главным приоритетом социально-экономической политики Беларуси является человек, поддержка семьи, детей и стариков.