Исповедь нервного рефлексирующего мужчины. О чем Тарковский говорит в своих фильмах?

2022-04-13 11:50

Андрея Тарковского называют Фрейдом в кинематографе. Все его картины - это философско-психологическое осмысления мира, исследование духовного потенциала личности. 4 апреля ему исполнилось бы 90 лет. Вспомним того, чье творчество прорвало железный занавес и стало частью мировой кинематографии.

Его цифра 7

В своей книге "Единственные дни" Наталья Бондарчук, сыгравшая в фильме "Солярис", написала, что Тарковский был внушаем и тяготел ко всякой мистике и пророчествам. Как-то он поделился с ней, что на одном спиритическом сеансе ему удалось вызвать дух Пастернака, который предрек, что Тарковский поставит за свою жизнь семь картин. Да, мало, но зато каких! Все его работы - "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия", "Жертвоприношение" - удостоены разных наград на международных фестивалях.

Кинокритик Майя Туровская все же считает, что у Тарковского 7,5 лент, поэтому свою книгу о режиссере так и назвала "Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского". За половинку она взяла дипломную короткометражку "Каток и скрипка", которая тоже была отмечена главной наградой на фестивале студенческого кино в США.

Фильмы Тарковского, наверное, невозможно понять с первого просмотра. В них переплетены сны, мечтания, душевные терзания. В них много символов. Один из главных - вода: в стакане, в виде дождя, река, озеро… А что такое вода? Это символ жизни и возрождения в большинстве культур и религиозных традиций. Тарковский называл воду мистическим веществом, каждая молекула которого очень фотогенична. Она может передавать определенное действие, чувство изменчивости, непрерывность движения. Почти во всех его лентах также есть зеркало, дом, дерево, храм, яблоко, лошадь. Дом как основа миропорядка. И в последнем фильме он его сжигает, жертвуя богу самое ценное, чтобы только не допустить конца света. Толкование символики произведений Тарковского - отдельное удовольствие.

Что же ты делаешь с нами, война?

Вторая работа Тарковского, первый полнометражный фильм, сделала его знаменитым. "Иваново детство" удостоено "Золотого льва" на Международном венецианском кинофестивале и еще получило около 10 наград.

Андрею Арсеньевичу предложили снять ленту по повести Владимира Богомолова "Иван", и все ждали традиционного советского повествования о Великой Отечественной, а получилось, что так о войне ранее никто не снимал. Тарковский изучает, как война воздействует на человека, наблюдает за самым главным сражением, которое происходит у него внутри. Детство героя Ивана закончилось в тот день, когда на его глазах фашисты вместе с другими жителями деревни расстреляли маму и сестричку, но дом, родные, счастье возвращаются в его снах. Фильм построен на контрастах - гармония детства и уродливость войны, жизни и смерти, света и тьмы. В свое кино режиссер вводит и документальные кадры: трупы семьи Геббельс, среди которых пятеро - детских. Было ли у них право выбора, как у советских и других мальчиков и девочек, попавших в кровавую мясорубку из-за того, что они родились в то время и в тех странах? Что же ты делаешь с нами, война? Главный вопрос, который не дает покоя после просмотра "Иванова детства".

Надо отметить, что этот фильм из всех семи был самым коммерчески успешным на родине. Его увидело только в кинозалах более 16 миллионов советских граждан. В это время в Москве находился французский философ и писатель Жан Поль Сартр, который не только увидел ленту, но и посвятил ей две статьи.

И это все о нем

В работах Тарковского много автобиографического, личного. Все его фильмы - это исповедь нервного рефлексирующего мужчины. Он и есть главный герой своих произведений. В интервью режиссер признавался, что именно в детстве заложено все то, что в течение своей творческой жизни будет использовать художник. Как утверждают критики и исследователи, все семь полнометражных работ Тарковского тесно связаны между собой и являются единой картиной, разделенной на семь частей. Так, дебютный полнометражный фильм "Иваново детство" - это память его сердца, ведь он практически ровесник главного героя. В "Андрее Рублеве" режиссер не только исследует духовное состояние русского народа, но и рассуждает о судьбе творца. Если Богом дан талант, то нужно, преодолевая все препятствия, реализовывать его.

Картина "Ностальгия" - это боль русского человека, не нашедшего себя в западном мире. Фильм переполнен цитатами Тарковского. Главный герой "Ностальгии" чувствует себя чужим в Италии, и тоска по родине переходит в болезнь. Тарковский предвидит свою судьбу? Это и его эмигрантская история. Интересно, что эта страна, так же как и планета Солярис (картина с таким же названием) и Зона (фильм "Сталкер") - место, где сбываются желания. Но хочет ли человек, чтобы все его мечты сбывались?

Юрий Назаров: "Хочется человеком умереть, а не предателем"

"Жертвоприношение" - фильм-завещание. Тарковскому уже поставили диагноз - рак легких. Монтажом картины он занимался из больницы, а приз Каннского фестиваля получал другой Андрей Тарковский, его второй сын.

Сюжет фильма такой: семья - журналист и писатель Александр с женой, дочерью и немым внуком - живет на острове Готланд. Они собираются праздновать день рождения героя, но по радио объявляют о начале ядерной войны. Александр готов принести в жертву все, что любит, лишь бы это прекратилось.

"Жертвоприношение - это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву", - говорил режиссер.

Многие называют эту картину пророческой, ведь за две недели до ее премьеры произошла авария на Чернобыльской АЭС.

Но самым главным биографическим произведением Тарковского считается "Зеркало". В нем звучит авторский текст от первого лица, в кадре - родители Андрея, его мать играет мать героя, отец Арсений Александрович читает свои стихи. Он ушел из семьи, когда сыну было три, а его сестре Марине всего год. И режиссеру всегда не хватало отца. Этот клубок боли и любви к близким людям он попытался распутать в "Зеркале". Отец и сын очень похожи, они оба одержимы искусством: старший - поэзией, младший - кино. Они также оставили свои первые семьи. Одни видят в этой ленте оправдательные мотивы, другие - упреки. Арсений Александрович много раз пересматривал "Зеркало" и всегда с валидолом. Он пережил своего сына почти на три года.

· В 2018 году четыре картины Андрея Тарковского вошли в список 100 лучших фильмов на иностранном языке, составленный BBC: "Зеркало", "Андрей Рублев", "Сталкер" и "Солярис".

· В марте личный экземпляр сценария к фильму "Солярис", принадлежавший Андрею Тарковскому, продали на аукционе за 5,5 миллиона рублей. Как установили при помощи архивов "Мосфильма", этот документ создан в 1970-м. На 90 страницах встречаются правки Тарковского.

· Из текста Андрея Тарковского "Запечатленное время": "Идеальный случай работы над фильмом рисуется мне следующим образом. Автор берет миллионы метров пленки, на которой последовательно, секунда за секундой, день за днем и год за годом прослежена и зафиксирована, например, жизнь человека от рождения до самой смерти, и из всего этого в результате монтажа получает 2,5 тысячи метров, то есть 1,5 часа экранного времени".

| Дарья ПОТАПЕНКО, газета "7 дней", кадры из фильмов Андрея Тарковского.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Никто не разгадал эту загадку. Кем была великая актриса Грета Гарбо?

Вы знаете, как создают декорации к спектаклям? Узнали у художника Вячеслава Окунева

Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта